Понравилась статья?:
|
0.048
|
|
Как отобрать деньги у малышей?
11.09.2011
В большинстве отраслей розничной торговли в России примерно с 15 августа и по 15 сентября наступает резкий спад продаж.
Почему? Да потому, что покупатели, вернувшись из отпусков (а самым «отпускным» месяцем у нас по-прежнему является август), где они, само-собой, изрядно потратились, весь остаток денег, а также первую зарплату, практически полностью тратят на своих дорогих чад, идущих в школу.
Какова же сумма расходов, приходящаяся на каждую отдельную семью, которая тратится на подготовку к школе? Насколько она значительна?
Традиционно в начале сентября появляется ряд публикаций на эту тему, причем разброс сумм в них весь велик – примерно от 15 тысяч рублей на 1 ребенка. Причем в этих суммах, как правило, учитывается только школьная форма, канцелярские принадлежности, учебники и тетради.
О какой сумме, в таком случае, идет речь в масштабах нашей Ростовской области?
По словам министра общего и профессионального образования Ростовской области Игоря Гуськова, в Ростовской области в текущем учебном году будут обучаться 365,5 тыс. школьников. Тогда, если предположить, что средняя сумма затрат на отправку одного ученика в школу составляет 15 тысяч рублей, то общий объем «школьных» затрат жителей Ростовской области составит порядка 5,5 млрд. рублей или примерно $183 млн.
Ну, и как Вам сумма расходов всего за 1 месяц? Неплохо?
Для сравнения, эта сумма составляет примерно 5% бюджета всей Ростовской области за год (который, к слову, составлет порядка 100 млрд. рублей) или примерно 50% дефицита этого бюджета в 2011 году. Повторяю, за 1 месяц!
Теперь становится намного понятнее, почему большинство розничных бизнесов, не связанных хоть как-то (или хотя бы не «притянутых за уши») с 1 сентября, буквально пригибает к полу в части выручки и посещаемости, как траву во время урагана.
Кстати, это мы посчитали только основные, так стказать, прямые затраты на поход ребенка в школу. А ведь есть и сопутствующие, которые, скорее всего, не меньше. Это спортивные костюмы и кроссовки для физкультуры, а также сезонная одежда «осень-зима» - от джинсов и свитеров до обуви и курток. Ведь уже в середине-конце сентября все это понадобится. А это, по самым скромным подсчетам, еще как минимум столько же – от 15 тысяч рублей и выше. И тратятся эти деньги тоже примерно в то же время – конец лета начало осени.
Таким образом, с начала августа и по конец сентября перед всей розничной торговлей (разве что, за исключением продуктов питания) встает одна глобальная задача. А именно – «Как отобрать деньги у малышей и школьников?»
Для решения данной проблемы обычно используется несколько стандартных стратегий:
1. «Если мафию нельзя победить, то ее нужно возглавить» - это традиционный российский способ решения проблем, включая правительственный уровень. Заключается он во введении в товарную матрицу узкосезонного товара с целью «прокатиться на волне» его продаж. За примерами далеко ходить не надо: обратите внимание, что практически все сети супер- и гипермаркетов («ОКЕЙ», «Лента», «Перекресток», «Метро» и т.д.) «примазались к теме», не поскупившись на рекламу по радио и ТВ о том, что они предлагают «школьные товары» по низким ценам. Естественно, цены низкими не были – ведь глупо не «снимать сливки» с товара, который реально востребован только месяц в году. Этот примерно как торговать в начале декабря новогодними елками со скидкой, то есть странно и маловероятно.
2. «Сначала ноутбуки - потом науки» - еще один традиционный способ «примазаться». Заключается в том, чтобы выпятить с помощью рекламы и маркетинговых акций такие свойства своего товара, которые позволяют хоть как-то присоединиться к сезонной волне – в данном случае «школьной», естественно.
3. «После отпуска – сразу к нам!» - попытки перехватить поток расходов вышедших из отпуска покупателй до того, как он будет захвачен «школьной волной».
4. «Льготное кредитование» - ведь не случайно в этом же, упомянутом в предыдущем пункте, ролике было сказано заговорщицким шепотом, что «можно в кредит». Имеются ввиду, как правило, кредитные предложения с отсрочкой начала платежей на 1-2 месяца. Т.е. вожделенный телефон или ноутбук Вы забираете сразу, «без денег», а платить за него начинаете только через 1-2 месяца. Делается это в расчете на то, чтобы снчть с покурателя вопрос, где он возьмет деньги и «на школу», и на все остальное. Естественно, что процентные ставки по таким кредитам максимальны и «льготные» 2 месяца покупатель также щедро оплатит из своего кармана, просто чуть позже.
Тем же розничным компаниям, которые, в силу специфики своего бизнеса или квалификации своих маркетологов, не смогли поучаствовать в «школьной гонке», остается немногое. Это скидки 50-70%, завоз «новых коллекций» с широкой их рекламой или закрытие в августе «на ремонт» с открытием в сентябре (чтобы снизить убытки, разумеется). Примеров чему мы видели в последнее время вполне достаточно как по городу, так и в крупнейших торговых центрах.
Вообще быть родителем в современной России - поступок, который надо приравнять к героизму.