«Спасибо, дорогие журналисты, за ваш каждодневный труд. Мне очень нравится то, о чем вы пишете. И я хочу жить в той стране, о которой вы каждый день рассказываете», — написал в ходе одной виртуальной дискуссии некий ростовчанин. Аплодисменты в студию! Лучше и не скажешь.
Один из крупных ростовских чиновников проговорился: сейчас решается,
быть или не быть губернаторскому телеканалу. В любимом ящике может стать больше на еще одну кнопку со скучными местными новостями.
Но что ж они такие скучные-то?
Те, кто в теме, не дадут соврать: городские каналы Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Омска и других городов России вполне успешно конкурируют с «федералами». Народу всегда интересно, что происходит не где-то вообще, а вот тут, в соседнем районе-дворе-квартире. И так везде — от Владивостока до Сиэтла, потому что люди везде одинаковые. У локальных станций нет и не может быть денег на создание «Пусть говорят» или «Дом-2». Потому что прорвавшаяся в сюжет баба Маня, с криком идущая на приступ муниципалитета — будьте покойны! — возьмет свою аудиторию и заставит всех запомнить время выхода местных новостей на этом канале.
Но вы много видели таких баб Мань в своем телевизоре?
Когда выпуски вечерних новостей начинаются не с происшествий и по-настоящему интересных всем горожанам событий, а с рядового заседания администрации — это не особенности регионального контента, это лень журналистов и страх редакторов. «Паркет» для галочки всегда легче отработать, чем искать горячие темы. Ну и — «как бы чего не вышло».
Вот и не выходит ничего. Кто знает о многолетнем противостоянии пенсионеров Зверево в борьбе за свои положенные столетие назад (еще Столыпиным!) льготы? Кто слышал о волгодонской журналистке, которую третируют бандиты за смелое выступление в газете? Интернетчики? Так ведь не о сайте речь — о новом телеканале.
Губернаторский… При всем уважении к Василию Юрьевичу, а не многовато ли его будет на всех экранах?
Но есть и другая сторона ящика, и может быть другой губернаторский канал.
Все знают, как не любят чиновники на местах показывать отрицательные стороны своей работы. Практика «покраски газонов» перед приездом начальства — это альфа и омега структуры нашей власти, и бороться с ней можно, как это ни печально звучит, только силами самой власти. Местные бюрократы горазды разводить руками и выпрашивать деньги из бюджета. Благо поводов предостаточно. А потом появляются на бумаге садики-руины, как в Песчанокопском районе, или сдаются в эксплуатацию несуществующие бассейны Новочеркасска.
А ведь и до уголовных дел люди возмущались, указывали на явные нарушения закона, писали, требовали. Только кто их услышит? Местные газеты полностью зависимы от местных глав, а ростовские тележурналисты толпятся на заседаниях комиссий, координационных советов, в лучшем случае — снимают очередной порыв теплотрассы.
Так, может быть, не такая уж это и бессмысленная затея — губернаторский телеканал?
Журналисты сущностью своей приспособлены к поискам прорех, просчетов, недоделок, ошибок и промахов. Кто-то любит упрекать нас в том, что мы «жареные факты» ищем, но упрекают, как правило, те самые нерадивые чиновники, которые всегда норовят как можно глубже закопать информацию о своих ошибках. Наличие у главы района внебрачных детей от собственной сотрудницы — это «жареный факт», раскрытие которого большую часть аудитории лишь насмешит. А вот сюжет про «ушедшие с концами» деньги на недостроенный соцобъект — заставит задуматься, в том числе и областное руководство.
Зачем ждать, когда проделки подчиненных попадут в криминальные сводки? Покажи журналисты по телеку тот видеоролик с издевательствами над 13-летним мальчиком из Миллерово, директору его школы и в голову бы не пришло разыскивать и насильно стирать клип в мобильниках учеников, пытаясь замять скандал. Увидели бы материал областные власти, устроили бы нагоняй нерадивому педагогу. Может быть, и взашей прогнали бы, не допустив громкого уголовного процесса и, считай, дискредитации всей педагогической системы Дона.
Так что, телевидение может быть другим. Даже губернаторское.