Побывала на интересном диспуте: директора печатных СМИ задались вопросом, не изведет ли Интернет под корень всю бумажную прессу.
В принципе, можно было сразу огласить последние данные подписной кампании и совершенно секретные цифры возврата непроданных экземпляров. Но никто сразу не сориентировался, потому пришлось говорить.
Руководители печатных СМИ уже перестают скрывать растущее беспокойство. Еще пару лет назад интернет-газеты вызывали в них лишь чувство снисходительного любопытства. Сегодня, тоскуя над результатами подписной кампании, они все чаще интересуются успехами веб-коллег, параллельно занимаясь самовнушением. На мой взгляд.
В ходе дискуссии приводились аргументы, порой, честно говоря, шокирующие. Дама бальзаковских лет, кажется, из Кубанского университета, встала и на полном серьезе заявила, что публикация в т.н «губернаторских СМИ» у них по-прежнему считается делом даже не рекламы, но престижа, а потому газеты эти будут существовать вечно. Видимо, как и сам кубанский губернатор.
Более-менее понятны были две надежды печатных СМИ: они рассчитывают на привычку читателя осязать источник информации и мечтают стать предметом роскоши, наряду с хьюмидорами, «Bentley» и личным тренером по гольфу. И все.
Тот факт, что уже на подходе поколение пенсионеров, коротающих вечера на «одноклассниках» и «вконтакте», кажется, никого не заинтересовал. А между тем…
… Моя мама, которая собирается в этом году на пенсию, намерена купить себе ноутбук и не сделала это до сих пор лишь потому, что интернета ей хватает и на работе, а зрение падает….
… Вы можете себе представить человека, который говорит: «Где там в Ростове собираются строить новый аэропорт? Пойду-ка куплю „Вечерний Ростов“, узнаю…»? Я — нет…
… Если бы не регулярные мероприятия в Don-Plaze, где всегда бесплатно можно поднять свежий номер «Ведомостей», по весне у меня была бы напряженка с чисткой оконных стекол в доме…
Тиражи падают, почивший в бозе умный и остроглазый «Русский Newsweek» — лишь первая ласточка большой войны.
Международная служба по тарифам не зря так активизировалась сейчас: цены на печать сильно мешают бумажным изданиям конкурировать с интернет-СМИ. «Липовые тиражи» — уже отнюдь не редкость.
В ходе упомянутой выше дискуссии на вручении премии «Искра Юга — 2010» (спасибо, «Эксперт-Юг»!) Президент редакции «Известий», а также известный блогер интернет-газеты «Взгляд» Владимир Мамонотов попытался подбодрить коллег по печатному цеху. «Согласен со своими друзьями из «Комсомольской правды, — сказал он. — Печатные СМИ умрут тогда, когда парикмахерша купит себе iPad».
«Ну, это лет через 50 случится!» — радостно загудели «бумажники».
Хотя недавно, убивая время в трех разных аэропортах, я с удивлением поняла, что ищу глазами стойку со свежей прессой. Привычка, действительно, вещь сильная. Пролистав с дюжину добротных, основательных материалов «Российской газеты», я случайно задела взглядом молодого человека с iPad-ом на коленях. Рейс задерживали, народ в накопителе нервничал. «Наш самолет из Нижнего долго не выпускали, там снегопад, — без слов понял он мой вопросительный взгляд и добавил: — В Ростове хорошо сейчас — плюс один, ни дождя, ни снега не обещают».