6 апреля в нашем городе при поддержки областного Департамента инвестиций и предпринимательства, Агентства развития туриндустрии Ростовской области, группы компаний Don-Plaza и питерского выставочного научно-исследовательского центра R&C прошла конференция «Деловой туризм как инструмент социально-экономического развития регионов». В её рамках прошла панельная дискуссия «Маркетинг территорий», одним из участников которой я как раз и был.
Помимо традиционных вопросов создания бренда области и PR- технологии его продвижения, маркетинга территорий как инструмент повышения конкурентоспособности и делового туризма как одного из инструментов этого самого маркетинга территорий, регулярно всплывал на первый взгляд простой, но от этого не менее важный вопрос – «А чем мы лучше Краснодара?»
Для начала несколько определений
Википедия дает следующее определение делового туризма - «это поездки (командировки) сотрудников компаний/организаций с деловыми целями, либо организация корпоративных мероприятий. Деловой туризм объединяет корпоративную трэвел-индустрию (англ. сorporate travel industry) и индустрию встреч (MICE). Деловой туризм включает собственно деловые поездки (командировки) бизнесменов и предпринимателей, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм, проведение событийных мероприятий».
Аббревиатуру MICE образуют первые буквы английских слов: M — Meetings (Встречи), I — Incentives (Инсентив, поощрительные поездки), C — Conferences (Конференции), E — Exhibitions (Выставки). MICE формируется на базе индустрии гостеприимства и творческих индустрий и включает в себя широкий спектр различных видов деятельности от распространения и продвижения информации, разработки развлекательной программы или содержания до технического обеспечения встречи.
А теперь вернемся к основному вопросу – «чем мы лучше Краснодара с точки зрения делового туризма?» Точнее, с точки зрения делового туриста.
Местоположение
Для большинства бизнесменов что Ростов, что Краснодар – это «где-то на юге, но не на море». А если задать уточняющий вопрос – «какой из этих городов южнее?», то на него без помощи Яндекса не смогут ответить минимум 9 из 10 опрошенных. Да и полет из Москвы занимает примерно одно и то время. Правда, из аэропорта в деловой центр Ростова даже с пробками можно доехать минут за сорок (без пробок – не более двадцати), а в Краснодаре для этого потребуется часа два.
Статус города
Здесь у Ростова также есть (во всяком случае пока есть) определенное преимущество перед Краснодаром. Мы не только центр региона, но также центр Южного федерального округа, у нас размещены штаб Южного командования (ранее – Северо-кавказского военного округа), управление Северо-кавказской железной дороги, Южный филиал Российской Академии наук, Северо-кавказский научный центр высшей школы и прочая, прочая, прочая. Даже университет наш носит звучное название – «Федеральный».
Конгрессно-выставочные центры
В Ростове достаточно много площадок для проведения деловых мероприятий. При этом некоторые из них, как например Конгрессно-выставочный центр «Вертол Экспо» имеют возможность одновременно проводить как массовые конференции или съезды с числом участников до пяти тысяч, так и небольшие круглые столы на двадцать-тридцать человек. При этом обеспечивая многочисленные условия для успешного проведения деловых мероприятий, начиная с качественного ресторанного обслуживания и заканчивая достаточным количеством парковочных мест и туалетов (представьте себе на миг длинную очередь в туалет из докторов наук или руководителей IT-компаний, чтобы понять насколько важно и это!) Но ведь и в Краснодаре есть аналогичные конгрессно-выставочные центры.
Гостиницы, рестораны, кафе
Все это примерно в одинаковом количестве, с одинаковыми услугами и ценами также есть в обоих городах. Аналогичный паритет есть и в сфере организации самих деловых мероприятий, туристических и транспортных компаний.
Культурно-историческая привлекательность
Культурно-историческая привлекательность обоих городов для внешнего, да и для внутреннего делового туриста во многом строится на казачьей экзотике, которая одинакова что на Дону, что на Кубани. Как, впрочем, и низкая рекриационная привлекательность – никто из здравомыслящих туристов не рискнет купаться ни в Дону, ни в Кубани.
Но у Ростова в сфере делового туризма, особенно внешего («заграничного») есть ещё одно существенное преимущество перед Краснодаром – у нас есть гольф-клуб.
На первый взгляд преимущество ничтожное, но только на первый. А теперь представьте, что у вас на выбор есть две гостиницы, в одной в номерах есть душ/ванная и горячая вода, а во второй – только умывальники с холодной. Какую из них вы выберите, если привыкли ежедневно принимать душ/ванну утром и вечером? А многие иностранные бизнесмены точно так же привыкли еженедельно играть в гольф. Да и многие их российские коллеги уже пристрастились к этой игре. И их число все растет, особенно с учетом того, что и в нашей стране все большее число бизнес-вопросов и просто важных вопросов решаются уже не в сауне, а на гольф-поле.
Интересную историю по поводу силы привычки играть в гольф год назад мне рассказал мой друг и сослуживец по ракетному училищу, а ныне директор городского гольф клуба Константин Сариев. Оказывается к нему в клуб постоянно приезжает компания американцев, которые работают в Краснодаре, но из-за отсутствия там гольф-полей вынужденных ездить в Ростов.
И судя по всему это конкурентное преимущество Ростова перед Краснодаром сохранится надолго. А там, глядишь, мы и по остальным направлениям вырвимся далеко вперед. И будет нам счастье.