Надеюсь, мое долгое молчание на странице здешнего блога компенсируется долгоиграющими планами. Хотелось поделиться c вами новостями, и вот — самое время. В продолжение темы городской инфраструктуры для событий международного масштаба и привлечения туристов в регион.
Недавно мы инициировали встречу крупнейших игроков местного туристического рынка на предмет создания некоммерческого партнерства по развитию туризма. Поскольку речь шла о продвижении территории, присутствие и одобрение областной администрации в лице Сергея Горбаня было основополагающим фактором.
Мировой опыт показывает, что для создания полноценного туристического кластера необходима комплексная структура, координационный совет между властью и бизнесом. Взаимосвязь должна быть по всем вопросам — начиная от информационного обмена, заканчивая пониманием единой позиции относительно продвижения города и региона как объекта внимания со стороны.
У нашего региона есть огромный потенциал: географическое положение, культурно-исторические традиции, казачество, возможность заняться рыбалкой, охотой, — и все это должно развиваться совместно. При этом 85% посетителей нашего региона — бизнес-туристы, отдыхающих — 7%. В увеличении турпотока заинтересованы все.
Я часто привожу в пример Глазго — город-побратим Ростова, сопоставимый с нами по численности населения, по влиянию на экономику страны. Он пережил депрессивное состояние, т. к. целые отрасли экономики отмирали. Но развивая выставочную, конгрессную деятельность и туристические объекты, два года назад он стал культурной столицей Европы. На сегодняшний день при количестве жителей 1,1 млн, посетителей там — 2,3 млн человек, и приносят они более 600 млн фунтов стерлингов в год.
Мы для себя должны четко понять, чем Ростовская область отличается от других регионов, т. к. конкуренция уже давно не осуществляется между компаниями, она идет между регионами, городами и странами. В чем суть преимущества РО на федеральном и международном уровне? Надо создать «изюминку» территории, чтобы она получила право конкурировать с другими территориями за право проведения мероприятий международного масштаба. Создание и запуск туристических продуктов — задача Агентства по развитию туризма.
Механизм осуществления задач — взаимодействие бизнеса, власти и общественности. В Мадриде и Барселоне председатели подобных советов — мэры городов, в Глазго — губернатор, т. е. это сложившаяся традиция, способствующая адекватному восприятию агентства на международном уровне. На примере Мадрида в туристический кластер входят те компании, в качестве услуг которых город уверен.
Кластер создаст рост турпотока, увеличение занятости населения, развитие сервисно-инновационной среды, формирование благоприятной территории, рост инвестиционной привлекательности, стимулирование и поддержку бизнеса. Агентство по туризму должно координировать деятельность всех субъектов. Это касается и разработки стандартов предоставления услуг, отсечения серых участников, проведения сертификаций через использование бренда «сделано на Дону». Он должен быть гарантией качества услуг, в том числе и в туристической отрасли. По итогам учредительного собрания мы получили принципиальное согласие всех участников и вышли на этап регистрации агентства.