Перед тем как обсуждать развитие лоббизма в России, следует разобраться в сути лоббизма как явления и изучить опыт других стран.
Существует несколько определений лоббизма, но лично мне близко такое определение: «Лоббизм — это коммуникативная технология, стремление бизнеса высказать власти свои варианты общественно значимых решений».
Понятие лоббизма как раздела GR (Government Relations) и PR (public relations) появилось в нашей стране 20 лет назад вместе с рыночными отношениями и демократией. В 90е годы GR & PR были интегрированы в единый технологический комплекс — GPA (government public affairs), причем замена relations на affairs имеет принципиальный характер. У бизнеса есть стереотип, что GPA — это неприятная необходимость или же допустимое развлечение для организации. Но сейчас приходит понимание, что GPA должен быть элементом стратегического управления и как технология — включен в перечень базовых технологий управления организацией.
GPA — активное использование бизнесом каналов коммуникаций с государственными чиновниками и средство воздействия на общественное мнение.
Существует несколько форм лоббизма: мобилизация общественного мнения; избирательные кампании, организация формальных (разработка проектов нормативно-правовых актов, консультирование представителей власти, экспертиза принимаемых решений) и неформальных (конференции, неформальные встречи, круглые столы) контактов; участие в работе органов государственной власти.
В современном демократическом обществе действует множество различных добровольных объединений людей, стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие — оказывают влияние в коридорах власти. Демократические страны формировали отношение к лоббизму сотни лет. Что бы понять какой путь нам предстоит одолеть, предлагаю короткий обзор лоббистской истории.
В США лоббизм осуществляется в соответствии с принятой в 1789 году поправкой к Конституции, гарантирующей, в частности, право граждан обращаться в официальные органы с жалобами. В 1979 году создана Американская лига лоббистов. В 1995 году выходит более жесткий закон о раскрытии лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act). К этому времени лоббирование возможно и в Конгрессе, и в исполнительных органах власти. В США есть узаконенный порядок регистрации и отчетности лоббистов в Lobbying Disclosure Act, а лоббистом считается человек, который тратит не менее 20 процентов своего времени на лоббистскую деятельность, имеет многочисленные контакты с членами законодательных и исполнительных органов власти, получил за свои услуги от своих клиентов не менее 5000 долларов в течение 6 месяцев. В 2009 году Президент США Барак Обама запретил администрации Белого дома принимать от лоббистов подарки.
В Канаде закон о регулировании лоббистской деятельности (Lobbyists Registration Act) был принят в 1988 году. Есть классификация лоббистов: лоббисты-консультанты, корпоративные «встроенные лоббисты», лоббисты-организации. Регистрирует лоббистов Центральное бюро регистрации Канады (Registrar General of Canada), которое каждый год публикует итоговый отчёт. За соблюдением требований закона LRA следит специально советник по этике, который руководит работой по составлению «Кодекса поведения лоббиста» (LOBBYISTS' CODE OF CONDUCT). Канадская система регулирования лоббистской деятельности более либеральна, чем американская, что вызывает множество нареканий со стороны общественности. За нарушение правил регистрации и кодекса на лоббистов могут налагаться штрафы.
Великобритания является страной с одним из самых либеральных подходов к вопросам лоббизма. Лоббизму в Великобритании более 300 лет. В стране нет закона о лоббистской деятельности, но есть множество законов и кодексов, определяющих правила взаимоотношений госслужащих с группами интересов, основной документ — Civil Service Code, на основе которого каждый департамент принимает свой Management Code. Эти нормативные акты регулируют поведение и финансовые интересы самих членов парламента, а не заинтересованных групп давления. Считается, что лоббировать в парламенте и министерствах — неотъемлемое право каждого, а непосредственно регулированием взаимоотношений госслужащих и лоббистов с 1994 года занимается Комитет по стандартам публичной сферы (Committee on Standarts in Public Life). Комитет исходит из того, что контролировать нужно не лоббистов, а лоббируемых. Рынок профессиональных лоббистских услуг в Великобритании чрезвычайно развит. Ведется список интересов Членов Парламента, реестр межпартийных групп (Register of All-Party Groups). В 1998 году вышло «Руководство для государственных служащих: контакты с лоббистами», где детально прописаны правила поведение госчиновников при общении с лоббистами.
В Германии основы лоббистской деятельности закреплены в статье 17 Конституции, которая гласит «Каждый имеет право самостоятельно или в сообществе с другими письменно обращаться с просьбами или жалобами в соответствующие органы и в парламент». В Германии нет единого федерального закона о лоббистской деятельности, но есть ряд документов, регулирующих лоббистскую деятельность: «Единое положение о федеральных министерствах», «Регламент деятельности бундестага», «Кодекс поведения члена бундестага», «Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге» и др. При регистрации немецкий лоббист должен представить о себе подробные сведения. Несколько сотен официальных лоббистских структур федерального уровня получают официальную возможность принять участие в работе профильных комитетов, открыто формулировать свои мнения на открытых слушаниях и т. п.
Во Франции лоббистская деятельность долгое время была вне закона, поскольку считалось, что правительство должно отстаивать только общенациональные интересы. Но, «политика влиятельных друзей» всегда являлась существенным фактором в решении дел для французов. В январе 1991 года создается Ассоциация Советов по лоббизму, которая создает систему отношения государства и представителей заинтересованных групп. До сих пор существует запрет лоббирования в органах законодательной власти, однако созданы специальные организации, которые выступают посредниками для продвижения различных интересов в органах государственной власти. Они оказывают конкретные виды услуг: продвижение идей заинтересованной стороны в органах власти, внесение изменений в законодательство, консультирование и содействие иностранным государствам и пр.
Сегодня Европа как сосед заинтересована в реальной модернизации России, открыта к диалогу и готова помогать. Совместными усилиями нам надо совершенствовать сектор государственного управления, увеличивать прозрачность подготовки и принятия решений, и за ближайшие годы создать в России институт цивилизованного лоббизма, институт GR.