В День Российского кино 27 августа как не вспомнить о первом ростовском кино-бизнесмене?!
Наш великий соотечественник, гуру отечественного кинодела, первый русский кинопродюсер, режиссер, сценарист, издатель и финансист журналов о киноиндустрии — Александр Ханжонков. Он — наш земляк, придумал многое из того, чем успешно теперь пользуется кино-рынок. В частности, «презентацию фильма».
Сняв первый в России художественный полнометражный фильм «Оборона Севастополя» наш предприниматель позвал не только «ВИП-персон» (Царя-батюшку и его окружение), но и оркестр для услады слуха, позабавил пиротехникой почтенную публику и про угощение не забыл.
Да и термин «презентация» он произвел от французского глагола, специально для представления своей картины. Императору Николаю II кино так понравилось, что он одарил Ханжонкова перстнем со своей руки и орденом. Но вернемся на годы назад…
Изначальный капитал сметливого юноши составлял всего 5 000 рублей (по курсу 1905 года, конечно). Александр получил их, уволившись в запас по состоянию здоровья. Диагноз — ревматизм. А служил он в элитном Донском казачьем полку, что квартировал в Москве. Это после окончания Новочеркасского казачьего юнкерского училища.
И вот с деньгами в кармане молодой человек, гуляя в Ростове по Большой Садовой, заходит в кинотеатр. Он размещался в доме 64 и назывался «Электобиограф». «Биограф» в то время — марка самого популярного французского кинопроекционного аппарата.
«В Ростове-на-Дону крутили сразу четыре ленты: „Прибой волн в Тихом океане“, „Прибытие поезда“, комедию „Муха“ и скетч „Точильщик“, в котором последний страшно пугается приближающейся к нему тетки с тесаком в руках», — свидетельствует
«Майдан Казарла», этнический журнал казаков.
Из темного зала будущий кинопромышленник выходит просветленным — цель жизни найдена! «Электобиограф» направил по нужному руслу биографию казачьего есаула Ханжонкова.
«После сеанса я вышел на улицу опьяненный, — признался будущий создатель русского Голливуда.-То, что я увидел, поразило меня, пленило, лишило равновесия».
Издание «Архнадзор» приводит такой факт: напрямую заняться кино-делом Ханжонкова подтолкнула просьба земляка купить для него проекционный аппарат в столичном магазине «Братьев Пате».
Поручение Ханжонков выполнил, но управляющий магазином Эмиль Ош так разрекламировал кино-дело, что вскоре они стали совладельцами Торгового дома. Правда, позже из-за ошибок Оша Александр Ханжонков чуть не прогорел.
Есаульских монет мало на что хватило бы. Поэтому отставник находит еще троих партнеров и они учреждают на паях фирму по торговле западными кинолентами и оборудованием для кинопроизводства. «А. Ханжонков и Ко».
«Стоимость картины зависела от ее длины — покупали, как ситчик, метрами. Цена за метр фильма колебалась от 45 до 75 копеек», — пишет в биографии «предпринимателя культурного толка» Марина Кузнецова.
За начинающих торговцев иллюзиями, надеждами, волшебными фонарями, мечтами, кино-туманами и прочими атрибутами процесса, поручился известный по тем временам банкир Иван Озеров, будущий член Государственного Совета.
Ханжонков снимал и финансировал русские документальные картины, вкладывал деньги в опыты по созданию звукового кино, и первый в мире мультфильм в технике объемной анимации.
Как сообщает свободная энциклопедия «Википедия», уже через семь лет товарищество на паях разрослось до акционерного общества «Ханжонков и К°», с уставным капиталом в 500 000 рублей (вместо начального в 5000!).
Однако, в принципе, любого бизнесмена в нашей стране можно посадить. Предпринимателя Ханжонкова и руководителей «Пролеткино» арестовали по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях. И хотя впоследствии оказалось, что нет вины его и бизнесмена выпустили на свободу, но… путь в «синема» Ханжонкову был заказан.
Оставшись без ассигнаций и прав, политических, Александр Алексеевич стал болеть, недоедать, бедствовать и…писать мемуары. Они вышли — сокращенные, испорченные цензурной, под названием «Первые годы русской кинематографии». Автор успел-таки подержать их в руках…
Память — категория избирательная. Помнит ли Ростов-на-Дону своего великого кинодеятеля? Вряд ли. Ни таблички, ни памятника, ничего — насколько мне известно.
Ни одна кино-плаза, как теперь именуют кинотеатры, не названа его именем.
Помещение синематографа на Б.Садовой, 64 разделено на магазинчики. Экскурсионные автобусы здесь даже не притормаживают.
Но, оказывается, в Таганроге на улице Греческой, 36 сохранился дом близких родственников первого кинематографиста России Александра Ханжонкова. На его фасаде — каменный медальон, медуза Горгона. Первыми владельцами дома были Михаил Павлович Ханжонков и супружница его Екатерина Михайловна. (Сегодня дом занимают отнюдь не музейные залы). Катенька — 22-летняя хозяйка особняка, увлекалась спиритическими сеансами и однажды ей удалось вызвать дух российского императора Александра I, умершего в Таганроге. Он-то и ответил «что век грядущий нам готовит».
Это я узнала во время
презентации книги «Были-небыли Таганрога» сочинителей, художников и «рисователей» Игоря Пащенко и Владислава Протопопова. Искусствовед и директор художественного училища имени Грекова Галина Скопцова хорошо сказала о книге: «Если в тебе нет света, то ты его другим не понесешь. Так в Библии написано. Книга „Были-небыли Таганрога“ несет свет знаний».
Итак, Таганрог сохранил дом, где бывал Александр Ханжонков. А вот памятник Ханжонкову есть в Ялте, где он основал киностудию. Ростову-на-Дону статую кинодеятеля должен был подарить столичный скульптор Зураб Церетели. Она уже даже была готова и только ждала, когда родной край Ханжонкова соблаговолит сказать «Да».
Годы назад, по словам Александра Яковлевича Обертынского, секретаря Союза кинематографистов России и председателя Донского отделения союза, уже и место было согласовано. В свое время Обертынский показывал мне его — в Ростове-на-Дону, справа от Дома Кино, на улице Пушкинской. Обертынский умер. Ажиотаж вокруг получения городом такого подарка (!) стих, а свято место, вопреки поговорке. так и осталось пустым.
Зато в 231-й день рождения памятник Ханжонкова открыли в селе Макеевка. Работа… Зураба Церетели.
Галина Пилипенко, корреспондет «ВЕСТИ-ДОН» (телеканал «Россия-ДонТР»), главный читатель и писатель сайта неофициальных новостей Ростова-на-Дону
http://www.rostovnews.net