Тяжело мне дается этот пост, надо признаться. Думал, гораздо будет легче и быстрее вывалить все то, о чем мы, арт-директора и диджеи, размышляем вслух. На вечеринках, когда выдергиваем друг друга из разноцветной толпы клабберов, цепляемся друг за друга как за островки в болотце. Забавно, но именно так я недавно начал называть наш «клубный бизнес» — болотце.
Если задуматься, нет бизнеса, так плотно укомплектованного проходимцами, аферистами и просто дилетантами. И каждый из них позиционирует себя как мессию в море тупиц и неудачников. Честно говоря, так было всегда. По крайней мере здесь, в Ростове-на-Дону. Еще точнее, этот рынок сформирован дилетантами. Нас никто ничему не учил ведь. Тут не было профессионалов тогда, когда все начиналось. Кто-то был панком, кто-то начинающим программистом, кто-то еще в лицее учился. И то, с какой решимостью мы все друг за другом погрузились в эту сладкую, невероятной энергетики неизвестность, до сих пор у меня в голове не укладывается. Наверно, это было самое счастливое время в моей жизни. Мы как будто нашли себе небольшой пруд, почти лужу. Это образно я так обозначил то, что мы называли «КЛУБНОЙ КУЛЬТУРОЙ». Так вот, у нас был этот маленький пруд. И мы как будто ныряли по очереди и все вместе, чтобы сначала разведать, что там под водой. А потом мы начали переделывать это, обустраивать, украшать... как аквариум с рыбками уставляют специальными аксессуарами. Какие-то люди появлялись, какие-то исчезали, но процесс не останавливался никогда. Всех действующих лиц и не вспомнишь. И это все происходило на наших глазах в этом маленьком-маленьком пруду.
Проходили годы, лица менялись, персонажей стало очень много. Теперь уже так много, что наверняка есть те, кого я даже не знаю. Сотни людей в Ростове управляют клубами, делают вечеринки, играют на них. Я слышал, что на одной из соцсетей для музыкантов и диджеев из нашего города зарегистрировались 60 000 человек. Жуть. А ведь у нас клубы можно по пальцам перечесть. И вот теперь наш пруд стал болотцем. И теперь уже никто не вспоминает его былое название. Я только недавно понял, что последний раз слышал словосочетание «клубная культура» два года назад от Юры Вырвича из Embargo. И все. Это было последнее упоминание.
Теперь надобно называть наш маленький бурлящий водоемчик непрозрачной воды «клубным бизнесом». Хорошо, раз уж есть такая надобность или это тренд такой... Только то, что за последние месяцы всплыло:
Кроха сын к отцу пришел, и спросила кроха...:«Папа, я хочу клуб!»
Вот это реально тренди! Только с прошлой осени два примера. Сначала мама открывает своей дочке (дочке 16 лет) ночной клуб на месте заведения, почти десяток лет являвшегося притоном для ростовских наркоманов. Мама вкладывает деньги, сколько есть... И отдает своей дочери заведение. Дочь автоматически топит его в долгах. Один за другим появляются кандидаты на пост управляющего и арт-директора. Один другого краше. Каждый из них «поднимал все ростовские клубы». Каждый «единственный многоопытный профессионал». Каждый, что характерно, «работал арт-директором Embargo и „Воздуха“» и т. д.
В итоге... Мама в долгах. Дочке надоело. Клуба больше нет. Вся эта агония длится не больше шести месяцев. Что дальше?
Дальше другой взрослый серьезный человек, зарабатывающий неплохо, с головой на плечах, не может отказать своему сыну-тинейджеру и берет в аренду помещение, в котором до него умерло 4 клубных проекта на протяжении 5 лет. В ремонт и запуск площадки вкладываются сотни тысяч долларов. При этом управлением площадки занимаются тинейджеры. Клуб открывается в лето и в течении первого месяца работы уходит в такой минус, что хозяин занимает деньги у друзей, продает машины и еще не знаю что, чтобы держать такой бизнес на плаву. Очевидно, он такому «бизнесу» не рад... Я почти уверен, что он свернется до осени. И я на 100% уверен в том, что он никогда не вернет свои деньги.
Для меня очевидно одно — люди, которые по каким-то причинам приходят в клубный бизнес из традиционных видов бизнеса, в течение первых месяцев получают такой нокдаун, что быстренько собирают вещички и отправляются обратно торговать медью, зерном, и дай им Бог здоровья. Каким бы ты ни был умником, в болотце утонуть может каждый. Это потому, что у него только в названии слово «бизнес», а по сути... лучше бы оно оставалось «культурой».
Почему то большинство начинающих олигархов не задумываются об элементарных вещах - например соотношение "затраты- прибыль"? А сколько наемных сотрудников разочаровались в карьере и возможности самореализации благодаря таким собственникам?
Считаю, что в бизнес имеет право приходить только тот, кто является предпринимателем (в душе, в сердце, в голове). Только тогда можно поговорить о конкуренции, рынках или концепциях.