В последние два-три года очень приветствуется использование следующих словосочетаний: «Инновационные проекты», «оптимизация бизнес-процессов», «новейшие методики в маркетинге» «супер-технологии в продажах»и тд. Причем не всегда к месту эти слова.
Конечно, развитие и улучшение каждой отдельно взятой компании – процесс важный. Это вклад любой компании в будущее страны – ее безопасность и конкурентоспособность. Но как в старой поговорке «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Громкие лозунги и призывы к совершенствованию бизнеса ничего не стоят без одного ресурса, о котором уважаемые предприниматели забывают (или не умеют помнить). Все, что может сделать компания и все, чего она сделать не может зависит от персонала. Причем от каждого сотрудника в любой компании может зависить как успех, так и полный провал любого проекта. Могу привести пример из моей практики. В одном медицинском центре было крайне мало пациентов. Ну не приходили люди к врачам. Долго руководство билось над решением проблемы – много денег ушло на рекламу, стоимость услуг была снижена, врачи и медсестры прошли обучение навыкам работы с пациентами и…. ничего. Не шел народ активно лечиться. А причина была такая, что после ее обнаружения руководство еще долго извинялось перед наемной командой консультантов по развитию бизнеса.
Причиной была уборщица (или менеджер по чистоте, как значилась должность в штатном расписании). Ее премия зависела от чистоты полов в любое время года и суток. И она просто исполняла то, что от нее требовали. Не пускала посетителей на порог. Большинство же уважающих себя посетителей частной медицинской клиники не хотело «прорываться» к врачу и просто уходили в другие учреждения здравоохранения. Нужно ли добавлять, что попытки менеджмента компании управлять персоналом только с помощью материального стимулирования не совсем успешны?
Среди моих клиентов есть разные компании – разные по правовой форме организации, разные по численности персонала, географии сбыта и т.д. Но есть один признак по которому большинство компаний схожи. Это – отношения с наемным персоналом. Так сложилось, что в моей практике встречаются 2 группы компаний по отношению с работниками:
1. Абсолютно безалаберное отношение. Отсутствие какой-либо системы в управлении сотрудниками. Начинается все с процедуры поиска людей. Принимаются все – от хороших знакомых и перспективных детей родственников до нужных людей и любимых супругов. Коллектив складывается стихийно. Он неуправляем. Он неэффективен. Он приносит только убытки. Исключение их этого утверждения я видела только один раз.
2. Тотальный контроль и слежка. Жесткие процедуры и регламенты. Иногда сверх меры жесткие. Регламентируется и подвергается анализу все – от времени, проводимом сотрудниками в туалете до того, кто сколько выпил на корпоративной вечеринке. В итоге, большинство уволившихся из подобных компаний используют слово «освободился» при упоминании о расставании с работодателем.
Любую идею, любое количество денег могут как развить, так и уничтожить сотрудники компании. Никакая реклама не привлечет клиентов, если их встречают непрофессионалы. Ни какие бонусы не заставят сотрудничать с компанией, если каждая отгрузка сопровождается проблемами. Все, что представляет собой компания – отражение двух ее составляющих – особенности личности собственника и его способ организовать работу подчиненных. Не стоит использовать только один из участков работы с сотрудниками. Только комплекс взаимосвязанных действий приводит к экономическому эффекту. Нельзя привлекать в компанию лучших специалистов, но не стимулировать их материально и морально. Нельзя выплачивать всем премии (или вообще не выплачивать) и не проводить регулярную оценку эффективности работы подчиненных. Нельзя обучать стихийно или наоборот запрещать развиваться и повышать квалификацию и одновременно требовать все больших прибылей. Только единая, разумная политика в отношении персонала способна помочь компании достигнуть целей.