Если бы Государственный центр современного искусства не присудил премию «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» за изображение фаллоса, никто бы о последнем не вспомнил. Но присуждение в данном случае больше говорит о присуждающих, чем о творцах.
Понятно же, что изображение члена на разводном Литейном мосту в Питере, осуществленное арт-группой «Война» летом прошлого года, в рамки, очерченные законом, не вмещается. Тут и порча памятника истории архитектуры, и хулиганство, и нарушение общественного порядка. Понятно и то, что хорошему художнику законы творить не мешают. А если мешают, то это больше говорит о художнике. Размышления о том, зачем это было поощрять, давать этой акции первый приз, приводят к грустным выводам.
«Радикальный акционизм», блестящее воплощение которого усмотрели в «произведении» арт-группы критики, нападает на цивилизацию за то, что она смела забыть о неких фундаментальных ценностях. Это вообще-то нужный орган человечества — должна быть в социуме сила, которая вытряхивала бы личность из футляра пиджаков, офисов или даже театров. Со способностью нападать у представителей актуального искусства все в порядке. А вот с пониманием того, что за отечество они защищают от цивилизации, есть проблемы.
Да, фаллос на Литейном мосту не просто фаллос. Это языческий тотем, лик которого проступил на памятнике архитектуры с помощью активистов «Войны». Это классная, остроумная и смелая задумка, которая была технично реализована. Актуальное искусство имеет своим врагом культуру, которая быстро мертвеет и душит творческое начало. Правда, для авторов фаллоса культуру воплощала больше ФСБ, чем сам Питер. Но продолжим — несмотря на состояние войны с культурой, искусство всегда стремится отлиться в культурные формы, которые более адекватны личности. Потому что вне культуры — читай: вне закона — искусство невозможно. То есть у борьбы есть цель. Искусство всегда претендует на то, чтобы стать культурой, — иначе, зачем это все? Однако, если попытаться найти продуктивные претензии в деятельности арт-группы «Война», то найдем мы только личный героизм молодых людей, проявленный ради реализации права быть идиотами. Они воюют, потому что они воины, а мы не воюем, потому что мы не воины. Гений, по этой логике, тот, кто ведет себя как гений. Хорошая, очень инфантильная, логика. Не надо рисовать член, если не знаешь, что им делать. А если можешь только по прямому назначению, не лезь в гении.
Государственный центр современного искусства этой логики не видит, а значит — ею и руководствуется. Присуждение премии «Инновация» арт-группе «Война» можно было бы назвать развращением малолетних, но, выходит, что малолетние ее и присуждали.