Ростовские компании редко занимаются благотворительностью, а бескорыстным меценатством — почти никогда. По данным исследовательского холдинга «Ромир», 64% россиян убеждены, что развитию меценатства мешает уверенность, что средства будут использованы не по назначению. Еще 62% подозревают бизнесменов в нежелании тратиться на социальные нужды. Часть россиян — 29% уверены, что развитие меценатства тормозит несовершенство законов.
«Насколько благоприятен Ростов-на-Дону — однозначно оценить нельзя. Например, представителям московского бизнеса в Ростове я поставил бы между „2“ и „3“, местному крупному бизнесу „3“ — к ним трудно подступиться, чтобы получить средства на благотворительность, нужно конкурсы специальные устраивать, гранты. А вот „отличники“ — это представители среднего и малого бизнеса. Правда, они проявляют благотворительность спонтанно. А вот от частных лиц пожертвований практически нет. Поэтому моя оценка — тройка», — считает
президент Южной межрегиональной диабетической ассоциации Михаил Галичаев.
В России частная благотворительность составляет 90%, корпоративная — всего 10%. По мнению руководителей розничного маркетинга, занятия благотворительностью дают репутационное преимущество, помогают сформировать правильное отношение потребителей к бренду. В России заниматься благотворительностью становится модно.
Распространенная форма корпоративной благотворительности — пожертвования сотрудников. Причем, не всегда от них требуется лично делать взносы. Так, например, в компаниях Microsoft и Danone существует практика, когда в течение одного дня люди работают бесплатно, а их заработок перечисляют детям с заболеваниями сердца. Другой вариант — добавочный взнос компании: к сумме, перечисленной сотрудником, работодатель добавляет столько же. Одна из популярных форм поддержки — участие в программах благотворительных фондов. Так, фонд «Я без мамы» реализует программу «Бизнес для детей-сирот»: организует экскурсии на предприятия Ростова и области, чтобы показать детдомовцам, кем у них есть шанс стать в будущем. Не менее актуальна и нематериальная помощь фондам — услуги копирайтеров, маркетологов, IT-специалистов компаний; предоставление помещений, техники, печать брошюр. Набирающий популярность вариант — корпоративное донорство: компания может приглашать к себе мобильные центры сбора крови.
«О благотворительности очень мало информации в СМИ, поэтому даже крупные акции не вызывают доверия у народа. Людям кажется, что полученные средства не пойдут по
нужному руслу. А ведь на самом деле это не так», — отмечает
учредитель Фонда помощи детям «Доброе дело» Елена Акопова.
Среди специалистов-маркетологов существует и другое мнение относительно того, почему компании так осторожно относятся к спонсорству благотворительных акций. Оказывается, причина не в том, что у них нет средств или мешает нестабильность рынка. Причина в том, что спонсорство как инструмент маркетинга еще не развито.
«Основываясь на собственном опыте привлечения компаний к спонсированию благотворительных акций, можно сказать, что в нашей стране, увы, этому виду спонсирования не уделяется должного внимания. Большинство компаний старается спонсировать все больше зрелищные мероприятия, с участием „звезд“
разной величины, — мероприятия, которые наверняка активно будут освещаться в СМИ. А ведь практика показывает, что именно мероприятия с гуманным, социальным содержанием получают наиболее благоприятный и главное — продолжительный отклик общественности. Естественно, что социальными акциями заинтересовываются компании, стратегия которых предполагает не только увеличение объема продаж и развитие дилерской сети, но и социальную активность, например, активную поддержку здоровья нации и здорового образа жизни. Поэтому они концентрируют свою спонсорскую деятельность на благотворительных мероприятиях, направленных на сферы здравоохранения, образования, культуры. Принимая участие в благотворительных акциях, компания заявляет о себе как о социально активной единице общества. Это полезный и важный опыт, уже давно устоявшийся в „цивилизованном мире“ и пока еще недостаточно развитый у нас», — отмечает
генеральный директор рекламного агентства DIALLA Communications Ирина Кузнецова, которое уже 13 лет подряд организовывает благотворительные акции.
К сожалению, сегодня многие наши компании относятся к спонсорству исключительно как к дополнительному рекламному инструменту. Это ошибочное мнение. Поддержка благотворительных проектов несет в себе намного больше. Помимо чисто человеческих мотивов участия в благотворительных акциях, есть и другие важные с точки зрения бизнеса моменты. Благотворительный спонсоринг улучшает репутацию фирмы. Это своего рода показатель надежности компании. Кроме того, постоянное, традиционное спонсорство — еще и показатель стабильности компании. Если один и тот же спонсор неизменно поддерживает из года в год ту или иную благотворительную акцию — это не может не укрепить его имидж.
«Думаю, главное качество любого успешного человека — умение делиться, умение слышать тех, кто нуждается, оказывать помощь попавшим в беду. И дело здесь не в размере
дохода, всегда можно потратить меньше на себя. Ну не купишь ты очередную вещь, не сходишь несколько раз в ресторан, зато, может быть, будет жить больной ребенок. Сложно понять тех, кто, имея и деньги, и власть, отказывает в помощи!», — утверждает
генеральный директор крупной мебельной сети Людмила Козырева.
Часто благотворительные акции в канун праздников ростовский бизнес делает совместно с благотворительными фондами, у которых уже есть опыт помощи и налажены контакты с детдомами, приютами и многодетными семьями. Так, в магазинах «Детский мир» до 31 декабря собирают подарки для воспитанников нескольких детдомов региона. Рядом с кассами установлены специальные манежи, где любой неравнодушный может оставить презент.
В компании «ВымпелКом» уже несколько лет в канун Нового Года проводят акцию «Письма Дедушке Морозу». На сайте компании размещены пожелания детей, а также график поездок в детдома региона. Помочь оставшимся без родителей можно двумя способами: приобрести подарок из списка и отправиться в детдом лично либо выслать SMS с кодовым словом на короткий номер. Списанная сумма — 50 рублей — будет перечислена на счет благотворительного фонда. Таким образом, год назад в Южном и Северокавказском регионах удалось собрать примерно 700 тыс. рублей. Посредством отправки сообщений абонентам также предлагают перечислить средства на лечение и закупку необходимого оборудования для детских учреждений.