Аналитик УК «Финам-менеджмент», Максим Клягин пояснил «ДелоРу», что уровень конкуренции в этом сегменте бизнеса сравнительно комфортный, а потенциал дальнейшего роста значительный, в том числе, на локальных региональных рынках. Тем не менее, сегодня рынок детских развлекательных центров в Ростове-на-Дону повторяет общероссийскую ситуацию ненасыщенности.
В декабре текущего года в Ростов-на-Дону приходит новый амбициозный игрок- Питербургская компания «КидБург» с интерактивным проектом «Город профессий». Представители «северной столицы» планируют занять значительную часть ростовского рынка образовательно-развлекательного досуга для детей, собирая на своей площадке до 500 посетителей в день и окупить вложения в 1 млн евро за 1,5–2 года.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ- НАЛЕВО, ОБРАЗОВАНИЕ НАПРАВО….
Как удалось выяснить «ДелоРу», сегодня Ростовский бизнес в сфере развлекательной индустрии для детей представлен отдельными детскими площадками, размещенными в помещениях торгово-развлекательных комплексов.
«Лимпопо», «Игромакс», «Вавилония» и другие участники рынка предлагают посетителям — батуты, горки, занимательные лабиринты, качалки, игрушки, одним словом все то, чем может незатейливо развлечься ребенок от 2 до 12 лет.
В среднем посещение таких заведений обходится в 200–350 рублей, в зависимости от того сколько ребенок пробыл на площадке и дня недели (в выходные и праздники цена выше). Неотъемлемая услуга таких заведений — проведение праздников. Цена этого удовольствия — 3–5 тысяч, в зависимости от количества приглашенных гостей и аниматоров. В течение последних двух -трех лет стали набирать популярность детские развлекательные заведения, которые могут предложить своим посетителям сюжетно-ролевые игры. Так, например, ростовский «Дом сказок» не только показывает детские спектакли, но и предлагает посетителям принять участие в действе самим. Пока сфера детских развлечений и сфера детского образовательного досуга в Ростове имеет четкие границы.
Развлекательные комплексы существуют сами по себе, центры, которые занимаются развитием и образованием детей (спорт, танцы, изостудии, театральные студии) сами по себе. Для малышей работают всевозможные школы развития, где с ребенком будут заниматься по модной сегодня программе Монтесорри, или с помощью классической детсадовской методики научат рисовать первые картинки, рассказывать стихи, делать аппликации. Цена этих образовательных услуг в основном сводится к сумме от 1,5 до 2,5 тыс в месяц.
По оценкам экспертов в ближайшие годы рынок региональной развлекательной индустрии ожидает перестройка. Владельцы компаний, которые желают своему бизнесу успеха, будут просто обязаны вносить новые интерактивные идеи на свои площадки. В противном случае их центры отодвинут новые более продвинутые игроки.
«КИДБУРГ» -ГОРОД ПРОФЕССИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ, БИЗНЕСА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Буквально через считанные дни в Ростовском ТРЦ «Горизонт» состоится презентация нового участника рынка детской развлекательно-образовательной индустрии — петербургской компании «КидБург». Известно, что питерские инвесторы заключили с торговым центром семилетний контракт на аренду помещений в 2,5 тыс квадратных метров. «КидБург» попробует на своей площадке соединить два направления, которые пока ростовские детские центры преподносили на разных уровнях — игру и образование.
КидБург» — развлекательно-образовательный проект, в основу которого заложена ролевая игра, где могут принимать участие дети от 5 до 14 лет. Организаторы «КидБурга» предлагают своим посетителям модель взрослого общества в миниатюре: это небольшое государство, со своими правилами, валютой и даже документами. Его жители могут выбрать себе профессию по душе и пойти работать, например в КидБургскую больницу, почту, банк, полицейский участок, службу спасения, редакцию газеты или станцию технического обслуживания.
«Сегодня в России можно выделить только два города, в которых развиваются интерактивные детские проекты это — Москва и Питер,- рассказывает генеральный директор ООО „КидБург“,
Максимилиан Пивоваров. — Есть неплохие центры в Новосибирске, Екатеринбурге, что-то потихоньку создается в других регионах, но нужно признаться, что пока все делается на доморощенном уровне. Думаю, что в недалеком будущем центры, подобные нашему получат развитие и в других регионах. Мы вложили в Ростовский „Кидбург“ 1 млн евро- и это пожалуй нижняя планка среди инвестиций в подобного рода бизнес. Аналогичные проекты в Европе стоят от 8–9 млн евро. Не редко к таким суммам приближаются российские инвесторы в этом бизнесе, работая по франшизе с зарубежными компаниями в Москве и Санкт-Петербурге».
Посещение «Кидбурга» обойдется ростовскому подростку в сумму от 350 до 1 тысячи рублей. На площадке будет работать кафе в котором правда расплачиваться придется не кидбургской валютой, а рублями РФ.
«Да вход на нашу площадку нельзя назвать дешевым, но ребенок может пробыть здесь неограниченное время, — поясняет Пивоваров. — Согласитесь, что отправляя своего ребенка в обычный парк развлечений, родители выкладывают не одну сотню рублей всего за несколько часов. Получается посещение „Кидбурга“ не настолько уж дорогое удовольствие».
Организаторы ростовского «Кидбурга» рассчитывают привлекать на площадку города профессий от 300 до 500 посетителей в сутки, допуская увеличения этой цифры с раскруткой детского центра. Как утверждает г-н Пивоваров окупить 1 млн евро вложений компания рассчитывает за 1,5- 2 года работы на ростовском рынке, объясняя это уникальностью услуги.
ГЛАВНОЕ НЕ ЗАИГРАТЬСЯ….
«Сегодня на государственном уровне в нашей стране реализуется достаточно много детских и молодежных проектов, которые дают детям представление, что деньги не берутся „из неоткуда“, а их нужно зарабатывать, — говорит
Лариса Сайфутдилова, начальник управления образовательных программ ВДЦ „Орленок“. — Программы, заточенные под реализацию этих проектов, помогают разобраться подросткам, что такое бизнес, бизнес-план, бизнес-коммуникация, реклама и другие деловые понятия. Далеко не все родители утруждают себя поиском в интернете детских клубов и организаций, которые созданы скажем на муниципальном уровне. Согласитесь, проще ведь заплатить деньги и отправить ребенка в частный развлекательный центр, у которого есть большая рекламная вывеска и хороший пиар по радио. Переступив порог частного центра, в котором ребенок получил представление о профессиях и бизнесе он дальше идет по жизни со стереотипами, которые преподнесли ему именно в этом центре.
Целевая установка многих частных компаний, которые пытаются перенести модель программы „Город профессий“ в свои заведения — создать развлечение. Порой детям предлагается та модель сюжетных отношений в игре, которую считают правильной сам инвестор по принципу — „Кто платит, тот рулит балом“. При этом кто может утверждать, что предложенная модель грамотно выстроена? В жизни ребенок сталкивается с тем, что на деле все не так, как было в игре и отсюда возникает масса проблем психологического характера. Еще одна опасность игры, которую предлагает в том числе и проект „КидБург“ заключается в том, что ребенок может заиграться. Начиная играть, ребенок начинает жить игрой- он реально вступает в определенные отношения со своими сверстниками, получает задания, думает, переживает о том, как у него все это получится. Если ребенок переживет неудачу в игре, эмоциональный стресс не всегда это может закончиться безрезультатно. Нередко в таких случаях может помочь разобраться только грамотный психолог. Так, что очень важно, чтобы группа игротехников, которая придумала сюжет игры, очень четко просчитала риски, которые могут возникнуть в результате посещения ребенком конкретного детского центра. Важно предвосхитить негативный результат еще на стадии погружения детей в игру, а не разбираться с ним уже на выходе. Цель большинства организаторов подобных проектов — создание игровой развлекательной площадки, с целью заработка денег. В такой игровой среде нередко возникает агрессия, обман, желание заработать деньги быстро, а соответственно нечестно. Задача опять же игротехников купировать такой ход событий.
В практике „Орленка“ мы ушли от развлекательных форм подобных игр. Мы работаем в рамках образовательных программ- когда ребенок сначала обучается, получая реальные знания и умения, связанные с российским бизнес рынком. Например, на выходе проекта „Юный предприниматель“ подросток сам может попробовать создать свой бизнес-проект с настоящими отношениями, документами, деньгами. В дальнейшем мы стараемся не терять связь с такими детьми и наблюдаем за их дальнейшим развитием. Зачастую они идут учиться в достойные вузы, продолжают карьеру в сфере предпринимательской деятельности, интерес к которой был заложен в детском центре».
При этом Лариса Сайфутдилова считает, что не так уж и плохо, что от времяпровождения за игровыми автоматами российские дети переходят к досугу с «головой», который так или иначе дает подростку повод задуматься о своем образовании и месте в обществе. Главное частным компаниям, которые этот досуг преподносят, грамотно подойти к делу.
«Риски, связанные с психологическим эффектом на ребенка в подобных нашему проектах есть всегда — прокомментировал ситуацию
Максимилиан Пивоваров. — Да действительно в случае неуспеха ребенку может не понравится нахождение в городе, он может что-то не поделить со сверстниками в процессе игры. При этом сложно поспорить с тем, что это неплохой жизненный опыт, который лучше получить в десять лет, чем не получить его вообще и придти во взрослую жизнь неподготовленным к сложностям».
Еdutainment- ФОРМАТ ОБЕЩАЕТ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ
Участники ростовского рынка индустрии детских развлечений относятся к приходу нового игрока довольно спокойно, не расценивая его, как своего конкурента.
«Мы занялись детским развлекательным бизнесом, когда учредители обзавелись своими маленькими детьми — заявила
руководитель блока развития развлекательно-образовательного центра „Орбита“, Галина Мацанова. — На данный момент для нас очень важна именно социальная направленность нашего проекта, заработок денег в этом безнесе мы отправляем на второй план. При этом нужно признаться, что вести дела в сфере детских развлекательно-образовательных услуг в нашем городе не так просто и денежно, как может показаться со стороны. Возможно, поэтому этот сегмент на ростовском бизнес рынке Ростова-на-Дону пока присутствует в довольно малом объеме».
Нового игрока рынка питерский «КидБург» своим конкурентом представители «Орбиты» не считают.
«Мы находимся в разных нишах развлекательно-образовательных услуг для детей, — поясняет г-жа Мацанова. — Работа „Кидбурга“ лежит в плоскости ролевой игры, мы занимаемся „классическим“ дополнительным образованием и обычными развлекательными услугами».
В «Орбите» несколько игровых залов, образовательный центр, где дети приходят на занятия разной направленности — музыка, хореография, изостудия, театральная и артстудии.
Окупаемость «КидБурга» за 1,5–2 заявленных года в «Орбите подвергают сомнению, ссылаясь на то, что вероятней всего новый проект при его ценовой политике вряд ли может претендовать на регулярные посещения одних и тех же детей. Побывав в этом месте несколько раз, скорей всего ребенок наиграется в предложенный вариант сюжета.
«Открытие любого подобного проекта в России и в Ростове в частности, — очень значимо, поскольку детям для развития в наше время нужны современные способы игрового вовлечения их в социум — отмечает директор ростовского „Дома сказок“, Наталья Садчикова. — К тому же подобное времяпровождение это прекрасный способ разгрузить родителей. Масштаб и задумки проекта „КидБург“ нас впечатляют, а оценивать будут дети».
«На мой взгляд, edutainment — формат достаточно интересный и весьма перспективный. Акцент на интерактивное обучение в проекте выглядит целесообразно. Этот формат уже продемонстрировал актуальность на рынке Санкт-Петербурга. Полагаю, что подобная концепция вполне может оказаться востребованной и на рынке Ростова-на-Дону», — дал свою оценку приходу нового игрока на ростовский рынок
аналитик УК «Финам-Менеджмент» Максим Клягин.
По его мнению, при условии эффективной реализации проект может генерировать достаточно сильный трафик. Благоприятными факторами, по мнению г-на Клягина, будут выступать очень удачная локализация в одном из наиболее крупных и современных ТРК города и отсутствие прямых конкурентов, работающих в аналогичном формате.
Эксперт не исключает того, что все же конкуренцию «КидБургу» составят более традиционные заведения, игровые площадки и парки развлечений, в том числе и открытые парки аттракционов в летний период.
Что касается объема инвестиций и прогнозируемых сроков окупаемости, по мнению Клягина, все эти заявленные параметры проекта выглядят в целом вполне адекватно рыночным реалиям.