Идея создания вокруг Ростова-на-Дону единой ростовской агломерации появилась еще несколько лет назад, ее концепция предполагает, что ядром агломерации станет Ростов-на-Дону, к которому примкнут Батайск, Азов, Таганрог, Новочеркасск, Аксайское городское поселение, а также семь муниципальных районов: Азовский, Аксайский, Кагальницкий, Мясниковский, Неклиновский, Октябрьский и Родионово-Несветайский.
Несмотря на то, что города и районы сохранят свою административную самостоятельность, их будет объединять общее торговое и культурное пространство, а также тесно связанное развитие транспортной и инженерной инфраструктуры.
Реализации проекта отчасти мешал пока еще действующий план развития Ростова до 2020 года, который предполагал развитие города за счет освоения уже имеющихся земельных ресурсов, а не экспансии на соседние территории. Кроме того, многие противники идеи создания ростовской агломерации считали, что Ростов-на-Дону при таком раскладе может стать подобием Москвы, которая тянет ресурсы из близлежащих городов, ничего не давая им взамен.
По словам главного архитектора Ростовской области Алексея Полянского, чертеж Большого Ростова родился не от хорошей жизни. «Надо сказать, что чертеж Большого Ростова родился не от хорошей жизни, потому что несколько лет назад стали происходить такие невероятные процессы, связанные с приобретением в использование земли вокруг Ростова, что в общем, если бы он не реализовался (если бы не было удобоваримой карты, градостроительной документации), то мы бы стали просто расползаться по принципу масляного пятна исключительно в угоду разных интересов, согласно которым именно на их приобретенном участке должно состояться то, или иное действо, — объясняет Алексей Полянский. — Поэтому мы сделали такую превентивную схему, которая на сегодняшний день подтвердила свою жизнеспособность. Она закреплена документами территориального планирования всех наших муниципальных образований, входящих в эту систему и что наиболее отрадно, она начинает реализовываться в виде тех транспортных затей, которые мы придумали, включая Восточный и Северный обход».
Даже если план и родился вынужденно, по мнению чиновников, он уже начал давать пользу всей территории, а также рождать не менее интересные перспективы. Сегодня Большой Ростов с населением 2,2 млн человек претендует на участие в федеральной пилотной программе по формированию агломерации, несмотря на то, что в России насчитывается более двадцати таких территорий. Однако для этого имеются вполне объективные предпосылки. На данной территории сосредоточены ¾ производства донского края и его основной научно-образовательный потенциал, сконцентрировано около 70% промышленных мощностей региона, производится около 66% всей продукции, осваивается 70% привлекаемых инвестиций.
«Сегодня нам приходится вносить корректировки в план действующий, который до 2020 года расписал нам всю жизнь. А мы понимаем, что жизнь намного интереснее и многообразнее, и сейчас нам приходится вносить корректировки в генеральный план для того, чтобы подтвердить наши жизненно необходимые вопросы. Естественно, можно сказать, что Ростов-на-Дону как центр агломерации — это куда более интересный и живо развивающийся организм, который достаточно сложно описать, вогнав его в рамки нашего генерального плана», — отмечает Полянский.
Предпосылкой для разработки стратегии являлось и то, что Ростов-на-Дону исторически формировался во взаимодействии с другими муниципальными образованиями. Именно по этой причине перспективы создания агломерации Большой Ростов выделены в отдельное направление обновленного Стратегического плана социально-экономического развития Ростова-на-Дону до 2025 года.
«Сегодня мы нашли определенный интерес в том, чтобы в формате Большого Ростова, который уже выходит за пределы Ростова, сделать такую инженерную инфраструктуру, которая бы поддерживала и Ростов-на-Дону и сделала бы его генерирующим для развития сопредельных территорий», — говорит Алексей Полянский.
В рамках агломерации «Большой Ростов» уже реализуются межмуниципальные инвестиционные проекты в области инженерной инфраструктуры включая Чистый Дон и Чистая Вода, а также крупные проекты в туристско-рекреационной сфере, включая проект так называемой «Малой подковы» (Таганрог — Танаис — Ростов-на-Дону — Аксай — Новочеркасск — Старочеркасск — Азов с ориентацией на познавательный, водный, экологический, сельский, этнографический и другие виды туризма), строительство спортивно-развлекательного комплекса «Всплеск» и курортно-спортивного комплекса «Донской» в Аксайском районе и другие.
«В этом чертеже появился уже и Южный хаб. Он, как видите, уже не в Ростове-на-Дону, а за его пределами, но это дает нам возможность территорию действующего аэропорта обозначить как жилую застройку. Та же участь постигла и военный аэродром. Можно сказать, что обе эти территории на сегодняшний день являются достаточно серьезным ограничением в развитии города, поэтому стратегически важно, чтобы не было ни одного ни другого», — добавляет Полянский.
Кроме того, в ключе формирования агломерации Большой Ростов предполагается и создание интеллектуальной транспортной системы, концепция которой включает:
— создание комплексной системы скоростного внеуличного транспорта, скоординированного с развитием существующей сети городского пассажирского транспорта, на базе строительства Ростовского метрополитена, предусматривающего формирование трех диаметральных направлений: «запад-северо-восток», «север-юг», «северо-запад-восток» и одной полукольцевой (широтной) линии, проходящей через периферийные районы города;
— создание системы скоростного трамвая;
— модернизация железнодорожных коммуникаций в городском и пригородно-городском сообщениях;
— создание системы транспортно-пересадочных узлов.
— строительство северного и южного обходов города, обеспечивающих соединение автомагистралей М-23 и М-4 с городской дорожной сетью и терминально-логистическими комплексами.
— строительство Темерницкого и Кизитериновского диаметров с мостовым переходом через реку Дон в районе 49-й линии в направлении Батайской развязки.
Говоря о перспективах города, главный архитектор упомянул и подготовку к Чемпионату мира по футболу 2018. «Я считаю, что это такой вызов, который мы должны поддержать и сделать Ростов из интересного самим себе интересным всему миру. А это, на мой взгляд, очень серьезная работа, колоссальная, которая означает, что мы в принципе должны подтянуть свои хвосты и сделать его функционально-удобным. Мы должны явить миру еще и какой-то культурный потенциал именно как жемчужину Дона. В ответ на этот вызов у нас есть свое предложение, оно связано с тем, чтобы на Левобережной части города начать поэтапно формировать общегородской центр Ростова-на-Дону. Новый центр, которому исторический центр должен делегировать часть своих функций, что даст возможность начать реконструкцию, снять транспортное напряжение, но и самое главное выйти на площадку достаточно осознанно».