По данным консалтинговой компании Intesco Research Group», последние пять лет рынок отечественного грузового автотранспорта претерпевает падение. «РБК-Исследование рынков» сообщат, что с 2008 года по настоящее время объем экспорта в этом сегменте сократился на 74%, среднегодовой темп сокращения составил – 35%. Чтобы поправить ситуацию и усилить конкурентоспособность отечественного автотранспорта, законодатели ввели утилизационный сбор на ввоз иностранного автотранспорта в Россию. Однако не все игроки ростовского рынка автотранспорта и эксперты уверены в том, что это новшество сработает по задуманному сценарию.
Кирилл Власов, генеральный директор представительства «Truck Empire» в Ростове-на- Дону:
"Действительно недавно в связи с вступлением России в ВТО была введена новая госпошлина на ввоз зарубежной автотехники в Россию. Так цена на ввозимый транспорт выросла для отечественного покупателя на 300-400 тыс. рублей в зависимости от веса автотраспортного средства. Действительно этот сбор ударил по продавцам и производителям грузовой техники , но нужно понимать, что те кто брал хорошую грузовую технику, будут брать ее и впредь. Естественно клиентам придется за нее больше платить, но вряд ли они откажутся от привычного европейского или американского качества.
Ни один отечественный производитель грузовой техники пока не может конкурировать со своими зарубежными коллегами. Российское производство грузовиков на сегодня очень бедно – это КАМАЗ и МАЗ, но не тот не другой не может конкурировать с зарубежной техникой.
На мой взгляд, рынок зарубежной грузовой техники в России сегодня имеет достаточно серьезные перспективы развития. Это связано, прежде всего, с тем, что он не насыщен. Хороших автомобилей постоянно не хватает. На определенном этапе развития сегмента грузового автотранспорта в нашей стране, в частности на Юге, было введено достаточно большое количество так называемых бэушных грузовиков зарубежного производства. Несмотря на все их достоинства, надо понимать, что так или иначе любой автомобиль имеет свой срок эксплуатации. В Россию же нередко грузовая спецтехника бывшая в употреблении попадала приближенная к состоянию начала износа. Сейчас рынок ориентирован на насыщение новыми грузовиками. Вероятней всего в течение пяти лет этот процесс будет идти очень активно, с переходом в дальнейшем на более планомерный процесс поставок зарубежных грузовиков в нашу страну".
По данным «Intesco Research Group», в структуре экспорта по видам грузовых автомобилей наибольшую долю - 44% занимают дизельные грузовики массой тяжелее 20 тонн. На тяжеловозы полной массой до 20 тонн приходилось 32% объема экспорта, а грузовики с поршневым (бензиновым) двигателем массой до 5 тонн составляли долю в 20%. Остальные сегменты грузового автомобильного транспорта занимали незначительные доли в экспорте данной продукции.
Сергей Пухкалов, генеральный директор ОАО «Чистый город»:
"Рост рынка грузового автотранспорта, на мой взгляд, идет довольно активно. Продажи растут, западные компании закрепляют свои интересы, строят станции техобслуживания. Не будет здесь помехой пресловутый утилизационный сбор на ввоз зарубежной техники. Я, как руководитель компании, приобретающей западную спецтехнику, из-за госпошлины не пойду к отечественному производителю. С одной стороны стало тяжелей – да, техника подорожала. С другой, утилизационный сбор нужен обязательно — так живет весь цивилизованный мир.
В арсенале нашей компании сегодня 103 мусоровоза. Мусоровоз на шасси Volvo c оборудованием Faun (надстройка объемом 22 м3) позволяет нашим специалистам за один рейс очистить минимум 150 контейнеров. В КАМАЗ или МАЗ при полной загрузке помещается максимум 70 контейнеров. За свой рабочий день Volvo выполняет 2 рейса, отечественные мусоровозы отвезут меньший вес отходов на полигон 3 раза. За год эксплуатации иномарки мы полностью окупаем разницу с отечественным аналогом. С зарубежной техникой проще решаются вопросы с техобслуживанием. В Ростове-на-Дону есть серьезные сервисные центры, и наличие запчастей. У отечественного производителя – все немного сложнее. К примеру, у «Камаза» есть свой официальный сервис-центр, который, несмотря на высокую стоимость услуг, тем не менее, выполняет работы довольно качественно. Но с «Камазами» мы чаще всего и обращались по гарантийным случаям, что говорит о качестве техники. А вот у ЗИЛа вообще нет ни представителя, ни сервиса. Еще одной проблемой рынка грузового автотранспорта в Ростове-на-Дону на наш взгляд, остается катастрофичная нехватка квалифицированных специалистов".
Генадий Заудеренко, специалист по коммерческой работе ГК Балтийский Лизинг (Ростов-на-Дону):
"Лизинг это выгодный инструмент. Если покупать технику за наличку вы платите полную стоимость, если бреете в лизинг, сумма НДС возвращается, а так же идет существенная экономия по налогу на прибыль. Так что не смотря на определенные переплаты лизинговым компаниям такая форма работы остается выгодной. Мы активно сотрудничаем практически со всеми марками российского и зарубежного грузового автотранспорта. Рынок грузового автотранспорта изношен, у многих компаний техника старая. 90% техника изношена Соотношение новой техники к изношенной сейчас составляет приблизительно 30% на 70% Обновление парка компаний идет, но не всегда за счет своих средств. Не редко это именно лизинговые отношения.
Разница по качеству между отечественным и зарубежным грузовым автотранспортом конечно большая, но нужно понимать, что цена тоже отличается. Здесь каждое предприятие решает для себя самостоятельно, что лучше приобрести один, Мерседес или три КАМАЗа, а именно такая ценовая разница. Не все компании могут позволить себе покупку иностранных грузовиков. Из своего опыта могу сказать, что многие по-прежнему берут КАМАЗы ( по 20-30 сцепок). По моей оценке соотношение по актуальности на рынке отечественных и зарубежных грузовиков составляет где-то 40% на 60%. Но вероятней всего рынке сохранится тенденция к усилению позиций зарубежного грузового автотранспорта, которая сейчас нарастает. Утилизационный сбор вводился для поддержки отечественного производителя, но получилось так, что вместе с повышением цен на импортную спецтехнику цены выросли и на транспорт отечественного производства. Так что теперь нашим грузовым машинам конкурировать с иностранными компаниями с заведомо лучшим качеством по-прежнему придется непросто".
За минувший год реализация грузовых автомобилей в России выросла – сообщает компания «Логистика- онлайн». Согласно данным статистики АЕВ, предоставленным «Логистике – онлайн», совокупные продажи на сегодня приблизились к 331,9 тыс. ед. против 209,2 тыс. ед. в 2010-м. Рост составил 58,7 %, и это при том, что само производство выросло только на 33,2 %. Однако для того, чтобы достичь докризисных результатов продаж, рынку нужно вырасти еще на треть по отношению к предыдущему отчетному периоду ( продажи грузовиков в России в 2008 году составляли 430,3 тыс. ед.). Специалисты считают это возможным, однако отмечают, что насыщение рынка будет происходить уже не с доминантой российских грузовиков, а на паритетных началах с импортируемыми иномарками и машинами зарубежных брендов, собранными в России. Причина –усиление на рынке влияния импорта. По оценкам экспертов, если не произойдет никаких потрясений в экономике, на финише 2012 года продажи иномарок в России могут достичь рекордных показателей.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"( Москва):
"Теоретически, рост рынка грузового автотранспорта на юге возможен. И не только за счёт Сочи, но и других факторов. Во-первых, за счёт ряда федеральных и целевых программ развития Юга, принятых и осуществляемых в последние годы, и которые невозможно выполнить без какой-либо техники. Во-вторых, уровень износа машин и механизмов в стране остаётся достаточно высоким и много единиц грузового автотранспорта подлежит замене. В-третьих, улучшение ситуации в экономике, повышение инвестиционной привлекательности регионов ЮФО, создают условия для появления здесь инвесторов, которые начинают реализовывать здесь различные проекты, с использованием тех же грузовиков и другой спецтехники.Часть жителей Юга задумывается об открытии своего бизнеса, и они также могут способствовать росту спроса на грузовой транспорт в ЮФО.
Никак не помешает этому развитию утилизационный сбор, который был не так введен на ввозимую из-за рубежа технику.В разных странах он вводился не с целью «защиты отечественного производителя», а с целью избавления от различного «хлама», улучшения экологической обстановки и защиты окружающей среды. И у нас он вводится именно с этой целью, причём сбор введён ко всем автомобилям, впервые выпускаемым в обращение на территории России, и никакой дискриминации по месту производства и/или марки автомобиля (отечественный или иностранный) не будет. Разница между разными компаниями будет заключаться только в том, что те , кто сюда машины ввозит и торгует ими, тот платит сбор, а те у кого здесь производство, те обязаны за свой счёт создать соответствующую инфраструктуру по утилизации. Так, что все будут обязаны вложиться в свой бизнес- одни оплатой госпошлины, другие вложениями в инвестиции. Что касается влияния введённого утилизационного сбора на стоимость автомобилей, тот тут каждая автомобильная марка будет действовать самостоятельно. Вероятнее всего, что часть производителей переложит сбор на плечи покупателей, увеличив стоимость автомобилей. Что касается иностранных производителей, наверняка они переложат оплату этого сбора на своих покупателей частично, либо не сделаю этого вовсе. Учитывая их финансовые возможности, они могут взять эти расходы на себя полностью или частично, чтобы повысить свою конкурентоспособность и увеличить свою рыночную долю.
В настоящее время, с учётом улучшения ситуации в экономике, к жизни вернулись все способы обновления парка техники. Это и прямая покупка, и аренда (лизинг) техники. Купить технику можно как новую, так и подержанную, как отечественную, так и иностранную. То есть в настоящее время способов обновить парк много и каждая компания выбирает для себя именно тот, который ей лучше всего подходит. Тем не менее, новой техники сегодня приобретается больше, чем бывшей в употреблении и эта тенденция будет расти. Способствовать этому будет и улучшение ситуации в экономике, и появление у потребителей средств на обновление парка, и необходимость замены старой техники, и растущая конкуренция в экономике, из-за чего компаниям потребуется более современная, более производительная и более экономичная техника, это касается, в том числе, и коммерческого транспорта".