Молочная отрасль России давно находится в плачевном состоянии — иностранные производители наводнили рынок продукцией по демпинговым ценам, создавая жесткие условия конкуренции. Предприятия вынуждены снижать закупочные цены на сырое молоко до 12 рублей за килограмм. При этом, проходя через длинную цепочку посредников, прежде чем оказаться на полках магазинов, местное молоко успевает подорожать в несколько раз, что явно не способствует его популярности. Изменить положение бедствующих фермеров, на первый взгляд, способны молокодающие автоматы. Однако этим стальным коровам еще предстоит побороться за место под солнцем.
Белорусские захватчики
Молочная отрасль в России достаточно парадоксальна: казалось бы, дефицит производителей не отмечается, да и буренок в избытке, при этом положению фермеров явно не позавидуешь. Проблема заключается в жестких рыночных условиях на рынке молочной продукции и отсутствии механизмов, способных исправить положение дел. Создает эту ситуацию конкуренция с зарубежной молочной продукцией, в которой самым серьезным соперником является Белоруссия. Так, белорусская молочная продукция изготавливается из молока стоимостью 9–10 руб./кг, что заставляет российские предприятия снижать закупочные цены до 12 руб./кг. В этом году они упали на 15%.
По данным «Союзмолока», в России производится около 32 млн тонн молока, из которых объем производства только в Ростовской области превышает 1 млн тонн.
Таким образом, цены стали ниже себестоимости, что толкает фермеров на постепенный отказ от производства молока. Такая тенденция особенно печальна, если учесть, что именно молочная отрасль считается одной из стратегических в России. По данным «Союзмолока», в России производится около 32 млн тонн молока, из которых объем производства только в Ростовской области превышает 1 млн тонн.
«По сути, российские предприятия вынуждены конкурировать с государственной молочной отраслью Беларуси. Именно государству в Беларуси принадлежат сельхозпредприятия и молокозаводы: оно определяет закупочные цены на сырое молоко, оно продвигает готовую продукцию на наш российский, а теперь уже общий рынок, оно определяет цены реализации. И всю ответственность за убытки и прибыли предприятий тоже несет государство», — говорится в письме делегатов III Съезда Национального союза производителей молока Правительству Российской Федерации.
Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») является общественной организацией, созданной для обеспечения экономически выгодных условий для производства и переработки молока, своевременного информирования членов Союза о ситуации в молочной отрасли, стимулирования повышения качества и эффективности работы в молочной отрасли России, представительства и защиты интересов членов Союза в государственных и муниципальных органах власти, общественных и международных организациях.
Таким образом, не всякая конкуренция идет во благо, кроме того, помимо молочных рек из Белоруссии, ситуацию усугубляют фальсификаты — продукты, изготовленные на основе пальмового и кокосового масел. По оценке «Союзмолока», объем использования пальмового масла замещает порядка 4 млн тонн молока ежегодно, а это примерно 35% от общего объема товарного молока на рынке.
«Борьба с фальсификатом, который занимает огромную часть рынка молочной продукции, должна лежать на уровне пропаганды. Населению нужно донести, что эта продукция не содержит полезных веществ, которыми обогащено коровье молоко и которые требуются человеческому организму. Однако такую политику в России вести тяжело, поскольку народ у нас голосует кошельком, а эти продукты, несомненно, дешевле», — считает маркетолог Екатерина Пушакова.
Молочный вендинг
Местное молоко, прежде чем дойти до прилавков магазинов, проходит длинную цепочку посредников, каждый из которых прибавляет продукту цену. В Европе выходом из такой ситуации еще несколько лет назад стали молокодающие торговые автоматы, которые поставляют молоко напрямую от производителя к потребителю.
«Пока что людям мешает распробовать молоко из подобных автоматов опасение за качество продукции. Покупка через автоматы пока непривычна хотя бы потому, что мы не видим рядом с ними продавцов, что создает образ какой-то бесхозности, а значит и низкой надежности».
«Автомат представляет по своей конструкции холодильник с системой монето- и купюроприемников. В конструкции имеются специальная фляга объемом от 50 до 200 литров, система трубок и мешалка. По санитарным нормам автомат соответствует всем требованиям нашего законодательства. Промывка фляги осуществляется на месте залива молока на ферме либо на молокоприемном пункте. Для работы автомата требуется только подвод электричества. Емкости с моющим раствором для ополаскивания отсека выдачи молока после каждого покупателя и емкость для отработанного раствора (при заполнении опустошаются) находятся внутри автомата. Все молокопроводящие трубки промываются автоматически при помощи нажатия одной кнопки», — рассказывает ведущий специалист компании «Агротехкомплект» Юлия Швыдкая.
Вендинг (англ. Vending, от англ. Vend — торговать (через автоматы)) — продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов). Вендинг получил широкое распространение в мире как удобный и не очень требовательный способ вести торговлю или оказывать услуги.
Впрочем, несмотря на привлекательность этого способа продаж, молочный вендинг не набирает популярность в России. «Пока что людям мешает распробовать молоко из подобных автоматов опасение за качество продукции. Покупка через автоматы пока непривычна хотя бы потому, что мы не видим рядом с ними продавцов, что создает образ какой-то бесхозности, а значит и низкой надежности», — считает Екатерина Пушакова.
Для того чтобы разрушить этот стереотип, по мнению эксперта, потребуется немного времени и больше информации об экологичности молока, реализуемого посредством автоматов. Производители оборудования заверяют, что молоко в них абсолютно безопасно, так как поступает из одного или нескольких фермерских хозяйств, в которых обеспечен четкий ветеринарный и санитарно-эпидемиологический контроль, а не из личных хозяйств, которые поставляют молоко на рынки. Иными словами, контроль качества не отличается ничем от контроля, осуществляемого на крупных предприятиях. Разница лишь в том, что автомат позволяет купить свежее, натуральное, ненормализованное молоко. Именно по этой причине, согласно санитарным нормам, его необходимо прокипятить перед употреблением. Срок хранения свежего молока в автомате составляет 36 часов, после чего производится его замена.
«Продажа молока через молочный автомат является перспективным направлением, прогресс не стоит на месте. Пока эта тема нова как для Ростова, так и в целом для России. Конечно, пройдет время, пока все возрастные группы населения научатся пользоваться этой системой продажи», — считает Юлия Швыдкая.
Молочные автоматы как бизнес-проект
Присматриваются к диковинным стальным коровам пока не только потребители, но и предприниматели. «Прошло слишком мало времени, мне кажется, производители молока еще не видят и не понимают настоящего преимущества продажи через автоматы. С появлением на рынке производителя со своей сетью реализации молока через молокоматы начал повышаться интерес и у остальных. Несомненно, в скором времени мы увидим новый виток развития бизнеса. Вспомним, как выходили на рынок автоматы с газированными напитками, они ведь не сразу получили такое распространение. Тут еще играет роль и тот фактор, что молоко, по сравнению с напитками, достаточно сложная и капризная жидкость, — объясняет Юлия Швыдкая. — Наши потребители, естественно, тоже не понимают до конца смысла такой покупки молока. А для этого, несомненно, нужно делать правильный маркетинговый ход с упором на основные преимущества данного направления. На сегодняшний день интерес на автоматы растет, но мало кто решается на ведение такого бизнеса».
Следует отметить, что сама по себе идея данного бизнеса в России несколько искажена, поскольку изначально задумка предполагала не только прямую продажу от производителя покупателю, но и более низкие цены за счет ухода от цепочки посредников. Именно так эта модель выглядит в Европе.
«У нас низких цен на молоко из автоматов не получилось из-за все тех же проблем молочной отрасли в целом. Демпинг, снижающий закупочную стоимость, и здесь сыграл свою роль. Автоматы позволили фермерам просто сбросить этот груз и начать работать не себе в убыток, а зарабатывать. Конкурировать с ценами на пастеризованную продукцию бессмысленно хотя бы потому, что высококачественное коровье молоко всегда будет дороже. Хотя бы потому, что срок его хранения меньше, а время доставки не должно превышать 6 часов. Удорожание такой продукции также происходит и за счет того, что бизнес в первую очередь требует приобрести сам молокомат, он, прошу заметить, иностранного производства, а значит, в России стоит порядком дороже», — рассказывает логист Андрей Аркадьев.
Логистика таможенного оформления и доставка партии автоматов обойдется дешевле, а обслуживание как одного, так и десяти молокоматов может производить один человек, которому нужно платить зарплату.
Стоимость молокомата в среднем превышает 10 тыс. евро. «На срок окупаемости молока влияет очень много факторов: это и количество автоматов (логистика таможенного оформления и доставка партии автоматов обойдется дешевле, а обслуживание как одного, так и десяти молокоматов может осуществлять один человек, которому нужно платить зарплату). Свою роль сыграет и маркетинговый ход компании, и место расположения автоматов — чем больше проходимость потенциальных потребителей, тем лучше», — добавляет Юлия Швыдкая.
Стоит отметить, что молочные автоматы не станут панацеей для всей отрасли, но вполне смогут быть вспомогательным элементом выгодной для производителя реализации молока, что уже само по себе неплохо. Остальные виды молочной продукции по-прежнему будут зависеть от закупочных цен и остаются пока что на совести государства.
Однако сегодняшние реалии заставляют молочников бороться с еще одной проблемой — низким потреблением молока населением в целом. По данным Минздрава, потребление молочной продукции в России составляет 247 кг на человека в год, в то время как нормой считается 320–340 кг. Это, конечно же, накладывает отпечаток как на отрасль, так и на молочный вендинг. По этой причине «Союзмолоко» планирует запустить масштабную социальную рекламную кампанию, направленную на пропаганду полезных свойств молочной продукции. В числе задач акции также создание прогрессивного образа продукции, информирование новой культуры потребления, что не может не затронуть вендинг как автоматизированный способ продажи молока. По мнению экспертов, это говорит о том, что уже через год можно будет увидеть всплеск популярности молокоматов в регионах и в Ростове-на-Дону в частности.