Недавно Ассоциация «Рекламная федерация регионов» озвучила свои намерения провести измерения рекламной привлекательности региональных рынков России. Кроме того, Ассоциация высказала возможность совместного исследования рекламного рынка в Ростовской области: определение их емкости, составление карты региональных СМИ, оценка их доли, изучение специфики проблем по каждому сегменту: TV, радио, печатные издания, рекламные агентства, наружная реклама.
Президентом Ассоциации РФР Галиной Артеменко был предложен совместный проект РФР и НАТ (Национальной ассоциации телерадиовещателей), касающийся усовершенствования и доработки кода общероссийского классификатора экономической деятельности (ОКВЭД).
Данный ОКВЭД разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Центром по экономическим классификациям и принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. № 329-ст с датой введения в действие 1 января 2008 г. на период до 1 января 2013 г.
По словам самой г-жи Артеменко, огромный сегмент рекламной индустрии в СМИ, и, в первую очередь, электронных, на телевидении и радио, структурируется вслед за происходящими здесь изменениями. Переход на цифровые технологии, многопрограммное вещание в мультимедийной среде, появление и развитие большого числа новых каналов в новых средах ведет к существенной локализации медиарынка: локальные перемены в вещательных организациях являются следствием глобальной модернизации телерадиовещания.
При этом основная бизнес-модель — размещение рекламы на каналах, успешно агрегирующих аудиторию, учитывает процессы фрагментации зрителей, появления множества лояльных аудиторий на разных каналах. Развивается модель абонентской платы за доставку пакетов каналов и дополнительных услуг, совершенствуется модель оплаты операторами связи контента, предоставляемого его производителями и вещателями. Предстоящее распределение телеканалов по цифровым мультиплексам заставляет задуматься о перспективах сетевой модели вещания, когда многие региональные компании могут устратить возможность размещать локальную рекламу — врезки на каналах федеральных сетей.
Существующий ОКВЭД смешивает рекламу во всех видах СМИ, более того, он содержит далеко не полный перечень всех видов рекламных услуг.
«В связи с этим вопрос исследований региональных рекламных рынков стал еще более острым как для самих телекомпаний, так и для всей индустрии рекламы. Для его решения возможности и ресурсы основных игроков рынка могут и должны быть объединены, для чего им должен быть представлен проект исследования. И подход к такому проекту, прежде всего, заключается в усовершенствовании и доработке кода общероссийского классификатора экономической деятельности (ОКВЭД)», — отмечает исполнительный директор РФР Елена Савелова.
В настоящем ОКВЭД включает: подготовку и размещение рекламы, например, на афишных тумбах, рекламных щитах, стендах для афиш и объявлений, в витринах, в демонстрационных залах, размещение рекламы на автомобилях и автобусах и т. п. — рекламирование в средствах массовой информации путем продажи времени и места для рекламы — воздушную рекламу — распространение или адресную рассылку рекламных материалов, доставку рекламных образцов — предоставление места для рекламы.
Отсюда видно, что данный ОКВЭД смешивает рекламу во всех видах СМИ (на ТВ, на радио, ее продажу, подготовку, наружную рекламу, indoor и т. д.). Более того, он содержит далеко не полный перечень всех видов рекламных услуг.
На сегодняшний день члены РФР намерены внести предложение об усовершенствовании кода ОКВЭД в Росстат и Минэкономразвития.
Данное смешение, отсутствие четкого деления на сегменты и неполный перечень видов рекламной деятельности не позволяют, в конечном итоге, собрать понятную статистическую информацию по рынку в целом и по каждому отдельному его сегменту в частности ни на федеральном уровне, ни в регионах. И это, в свою очередь, затрудняет выделение рекламы в отдельную самостоятельную отрасль экономики России. В настоящее время реклама входит в «Прочие услуги».
На сегодняшний день члены РФР намерены внести предложение об усовершенствовании кода ОКВЭД в Росстат и Минэкономразвития; разработать правильную структуру ОКВЭД, предусматривающую и учитывающую все виды и формы предоставления рекламных услуг; осуществить пилотные проекты по формированию карты региональных СМИ с подробным делением по видам осуществляемой ими деятельности в области предоставления информационно-рекламных услуг в городах Ростовской, Нижегородской областей и городах Краснодарского края.
По мнению экспертов, реализация данных инициатив позволит получить данные по денежным оборотам от рекламы как в целом по России, так и по каждому отдельному субъекту Российской Федерации в отдельности и выделить развивающуюся рекламную индустрию в отдельную самостоятельную отрасль российской экономики.
Кроме того, изменения будут способствовать реализации положения Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы» об оценке привлекательности регионов с позиции рекламных рынков, а также оценке перспектив и последствий притока зарубежных рекламных бюджетов в экономику страны в связи с вступлением в силу 22 августа 2012 года протокола о присоединении России к Всемирной торговой организации.