Донские угольщики наращивают объемы производства
02.08.2011 12:08
|
|
Автор: Александр Инсаров
|
Оживление на мировом рынке угля привело к активизации инвестиционных проектов в угольной отрасли юга России. Практически все угледобывающие компании, работающие на территории Ростовской области, заявили о наращивании добычи и строительстве новых рудников. Предполагается, что в этом году впервые после многолетнего падения угольная отрасль региона может показать рост.
В последнее десятилетие угольщики демонстрировали спад
По данным министерства промышленности Ростовской области, на территории Восточного Донбасса на сегодняшний день разведано порядка 6,5 млрд тонн угольных ресурсов. По действующему шахтному фонду Восточного Донбасса запасы, целесообразные к отработке, составляют около 200 млн тонн. Выделены десять перспективных участков с запасами 545 млн тонн угля. Ростовская область имеет серьезный потенциал запасов угля, доступных к отработке в объеме 745 млн тонн. 90% запасов угля составляют высококачественные энергетические антрациты. По важнейшему показателю — степени метаморфизма — они отнесены к суперантрацитам.
Докризисные и тем более кризисные годы угледобывающая промышленность области демонстрировала плавное падение с высшей точки нынешнего тысячелетия — 8,5 млн тонн. В 2009 году всеми угледобывающими предприятиями Восточного Донбасса было добыто 4,943 млн тонн угля. В 2010 году падение было еще заметнее — по итогам года угольщики вышли лишь на 4,718 млн тонн.
При этом производственные планы, которые они подавали в областную администрацию, в начале прошлого года такого опасения не вызывали — донские власти предполагали выйти на рубеж 7 млн тонн. Ожидалось, что 4 млн добудут предприятия самой крупной компании Восточного Донбасса «Русский уголь», еще 2 млн выдаст на-гора шахтоуправление «Садкинское» («Южная угольная компания»), по 600 тыс. каждая выработают шахты «Шерловская-Наклонная» (компания «Донуголь») и «Восточная» (входит в группу «Эстар»).
Однако все пошло далеко не так, как ожидалось. Сначала проблемы возникли у «Русского угля», менеджмент которого обещал вложить в развитие своих донбасских активов свыше 1 млрд рублей. Вслед за кризисной приостановкой добычи коксующихся углей на шахте «Западная» (запасы — 787 тыс. тонн) была остановлена и шахта «Гуковская». Если добавить к этому законсервированные в последние годы шахты N410 ОАО «Сулинантрацит» и N37 ООО «Сулинуголь», а также находящуюся в состоянии банкротства перспективную шахту имени Михаила Чиха, то картина выглядела еще более удручающей.
Собственники «Русского угля» (мажоритарный акционер — председатель совета директоров Михаил Гуцериев) последние годы лишь декларировали масштабные инвестиции, но с каждым годом вкладывали в развитие угольных предприятий всё меньше и меньше.
В итоге, «Гуковская» вынуждена была прекратить работу из-за отсутствия подготовленной очистной линии, несвоевременного ввода новых очистных забоев и высокой аварийности оборудования, обусловленными неудовлетворительным материально-техническим снабжением. На шахтах «Алмазная», «Обуховская», «Замчаловская», «Ростовская» простои из-за разрыва между завершением работы очистных забоев и вводом новых лав составляли от 1,5 до 6 месяцев.
На «Садкинской» из-за тяжелых геологических условий (серьезная обводненность и неустойчивость кровли) не была вовремя введена в строй новая лава, и одно из самых перспективных предприятий отрасли большую часть прошлого года простаивало. В настоящее время в банкротном состоянии пребывает и шахта «Восточная».
Интерес инвесторов к углю спровоцировали мировые рынки
Изменившаяся мировая конъюнктура на уголь вселяет определенный оптимизм и в перспективы Восточного Донбасса. Недаром в последнее время встал вопрос о реанимации ряда крупных инвестпроектов в угольной сфере.
Амбициозными планами по реформированию ведущей угледобывающей компании региона с губернатором Ростовской области Василием Голубевым поделился председатель совета директоров «Русского угля» Михаил Гуцериев. По заверению олигарха, все его донбасские профильные активы (шахты, обогатительные фабрики, сбытовые компании и прочее) будут реорганизованы и сведены в одну структуру под названием «Русский антрацит». По его словам, реорганизация проводится в целях более эффективного управления угольными предприятиями региона.
В ходе встречи с губернатором Михаил Гуцериев пообещал, что не собирается избавляться от своих угольных активов, а до 2015 года инвестирует в новую структуру не менее 9,5 млрд рублей, что позволит нарастить объемы проходки с 6 до 24 километров и угледобычу до 5 млн тонн в год.
Генеральный директор «Русского угля» Асланбек Джалиев пообещал уже в текущем году своими донскими шахтами выдать на-гора не менее 2,5 млн тонн. При этом за первую половину текущего года пять восточнодонбасских угледобывающих предприятий компании общей производственной мощностью 4,2 млн тонн в год добыли всего около 1 млн тонн.
— Пока не очень понятно, за счет чего компания собирается наращивать добычу, — рассказал лидер донбасского профсоюза угольщиков Владимир Катальников, — одна из ее шахт в Ростовской области сегодня остановлена. Все остальные требуют срочной модернизации оборудования и запуска новых производственных лав. Ежегодно представители компании объявляли о будущих крупных инвестициях, но пока активизации вложений не заметно.
Амбициозные планы по наращиванию добычи есть и у других инвесторов. В Восточном Донбассе сегодня реанимирован долгое время замороженный проект по строительству крупнейшей шахты региона «Обуховская-1» (компания «Донуголь», предполагаемые мощности добычи 3 млн тонн в год низкосернистого экспортного антрацита). Положительно решен вопрос о строительстве шахты «Садкинская-Восточная» («Южная угольная компания», 2,5–3 млн тонн в год). В 2012 году планируют завершить строительство новой шахты «Быстрянская N1-2» («Ростовская угольная компания», 750 тыс. тонн коксующегося угля в год). В текущем году ожидается и перезапуск шахты имени Чиха.
Есть положительные сдвиги и в проекте строительства шахты имени Братченко (инвестор и главные потребитель — ЗАО «Новоростовская ГРЭС»).
На сегодняшний день в Восточном Донбассе реально строятся две шахты. Это, прежде всего, «Обуховская-1» с обогатительной фабрикой. В ходе реализации проекта её мощность возросла с 1,5 до 3 млн тонн в год, что сделало проект дороже с 4 до 9 млрд рублей. Данный проект выходит на финишную прямую (готовность — свыше 80%). Предполагается, что в 2011 году и шахта и ОФ должны быть пущены одновременно.
В высокой степени готовности находится и проект строительства шахты «Быстрянская 1–2» (Тацинский район Ростовской области). В ноябре 2009 года руководство Юго-Западный банк Сбербанка подписало соглашение с ООО «Ростовская угольная компания» о выделении кредита в размере $96 млн (около 2,8 млрд рублей). Предполагается, что этой суммы хватит на окончание строительства, которое намечено на 4-й квартал 2011 года. Общая сумма проекта исчисляется 4 млрд рублей.
Учитывая, что собственники шахты одновременно владеют и обогатительной фабрикой «Шолоховская», проблем с переработкой угля у нового предприятия не намечается.
Кроме уже реальных проектов, сегодня существуют несколько запланированных к реализации.
Руководство ООО «Южная угольная компания» давно уже заявляло о намерении построить на Садкинском месторождении (общие запасы месторождения — около 300 млн тонн) две шахты. Проект первой из них — «Садкинской-Восточной» — с запасами антрацита до 77,8 млн тонн предполагает инвестиции в зависимости от геологических условий от $80 млн до $140 млн. Его реализацию задержал кризис, но в настоящее время актуальность строительства диктуется, как ни странно, слишком хорошей работой принадлежащей компании шахты «Садкинская». Предприятие, начавшее работать с паспортной мощностью 400 тыс. тонн в год, сегодня выходит на рубеж добычи в 2 млн тонн и, по мнению специалистов Минпрома области, «с такими темпами быстро исчерпает свои запасы» (в советские годы привычные для шахты темпы добычи одной лавой 6–7 тыс. тонн в сутки считались рекордными). Проходки удлиняются, выдача угля на-гора становится всё более и более дорогой. Поэтому строить новую шахту ближе к залегающим пластам — задача первой необходимости. Вопрос только времени.
Строить шахту по добыче антрацита сегодня намерена и компания «Мечел», работающая в Ростовской области в сотрудничестве с ГК «ЭСТАР» и имеющая поблизости собственный угольный терминал в порту «Темрюк-Сотра». Её металлургические активы потребляют большое количество антрацита, который сегодня достаточно востребован отраслью.
В любом случае в этом году потребности только одной Новочеркасской ГРЭС в энергетических углях в связи с погодными условиями увеличились с 2,5 до 3,2 млн тонн (следует приплюсовать к этому необходимый на станции запас топлива, который должен составлять обязательные 420–450 тыс. тонн, а сегодня на ней всего 270 тыс. тонн). Это не только обеспечивает сбыт практически всего добытого в Восточном Донбассе «чёрного золота» (не считая экспорта, пайкового угля и нужд теплокоммунэнерго), но и, по признанию представителей областного минпрома, скорее всего потребует закупки на Украине дополнительных объёмов угля. Таким образом, с учётом государственной политики перевода мощностей с газа на твёрдое топливо, при наличии значительных потребностей со стороны металлургии и коммунальных служб нынешняя годовая добыча региона скоро может вызывать значительный дефицит топлива. А стало быть ввод новых угледобывающих предприятий в Восточном Донбассе неизбежен.
Железнодорожники ставят развитие угольной отрасли под вопрос
По данным министерства промышленности Ростовской области, в текущем году шахты Восточного Донбасса в состоянии добыть 5,1 млн тонн. С этой точки зрения повод для оптимизма вроде бы есть. Оптимистические оценки по росту угледобычи в Восточном Донбассе высказал и премьер-министр Владимир Путин, выступая в мае этого года в Волгограде, где он пообещал, что регион к 2015 году будет добывать не менее 10–12 млн тонн в год.
Однако, сегодня провозглашенному наращиванию угледобычи препятствуют логистические обстоятельства. Реорганизация железнодорожного ведомства и отмена эмбарго создали неразбериху в предоставлении полувагонов под погрузку угля. Добытая продукция сегодня затоваривает склады Восточного Донбасса, грозя просто остановить выдачу на-гора.
При этом угледобыча на сегодня является уже далеко не провальной, а эффективной отраслью производства. Как пояснили «Дело.ру» в Минэнерго России, средняя стоимость добычи одной тонны энергетического угля-антрацита (именно такие преобладают в Восточном Донбассе) на начало 2011 года составляла 820 рублей за тонну. В то время как среднерыночная его стоимость в России балансировала на уровне 1350–1400 рублей за тонну. После наводнения в австралийском штате Квинсленд с затоплением угольных копей и аварии на шахте «Распадская» в Кузбассе цены на «черное золото», в первую очередь из-за повышенного спроса в странах Юго-Восточной Азии пошли вверх. Уже в I квартале 2011 года мировые цены на уголь выросли с $60–70 на конец прошлого года и пробили планку $150 за тонну. При этом аналитики Bank of America — Мerrill Lynch предсказали ценовой рост к началу 2012 года еще на 24%.
По данным Минэнерго России, на начало июля страна отправила на экспорт 52,896 млн тонн угля. Из них 1,7 млн тонн отгрузил на экспорт «Русский уголь». Причем, из Восточного Донбасса свыше 350 тыс. тонн углей марки «А» (энергетический антрацит) ушли в страны Евросоюза, Канаду, Турцию и Египет.
— Сегодня за сбыт дерутся, а мы не можем отгрузить дефицитную продукцию потребителям, — заметил «Дело. ру» министр промышленности Ростовской области Сергей Михалев, — железнодорожники фактически поставили угольщиков на колени. Остатки на складах предприятий выросли с 65 до 200 тыс. тонн угля, которые невозможно отправить из-за отсутствия полувагонов.
По данным минпрома области, в июле железнодорожники удовлетворили лишь 70% заявок на отгрузку угля. При таких условиях наращивание угледобычи экономического смысла просто не имеет.
Возврат к списку
|