По мнению сертифицированного японского консультанта по управлению малым и средним бизнесом Нобуо Сугахары, одной из серьезнейших преград на пути развития российского бизнеса является грабительская инвестиционная политика отечественных банков. В интервью «ДелоРу» Сугахара заявил о готовности японских финансовых организаций инвестировать в российский бизнес, подчеркнув, что деньги, вкладываемые в иностранные проекты Японией, — это деньги японского народа, который расположен ко взаимоотношениям с Россией.
— Сугахара-сан, ваш визит в Ростов-на-Дону на МБКИ-2012, которая проходит в рамках ХII Международного бизнес-форума, безусловно, свидетельствует об интересе Японии как к России в целом, так и к Ростовскому региону в частности. Как вы лично оцениваете перспективы бизнес-взаимодействия между Ростовом-на-Дону и Токио?
— Вообще, японские инвесторы интересуются Китаем и инвестируют в него свои основные средства, а о России вообще никто не думал, так как Россия — это страна, где вы производите газ и энергию, потому инвестирование не считается эффективным, но так было 5 лет назад. Сейчас многое изменилось: отношения между Китаем и Японией не очень хорошие. Китайцы все чаще воруют (присваивают) наши технологии, хотя они и действительно хорошие работники. А Россия и Япония должны сильнее сблизиться. Почему? До землетрясения у нас было 54 АЭС, сейчас всего две. Мы переходим на гидроэнергетику и на электростанции, работающие на угле и газе. Сырье мы будем покупать в России. Таким образом, наши отношения с марта 2011 года очень изменились, и японцы серьезно смотрят на российский потенциал. В Ростове в частности много интересных проектов, и Япония будет инвестировать в них средства, если ростовский бизнес будет в этом нуждаться.
— Какие требования предъявляют японские инвесторы к рассматриваемым проектам?
— Мы не можем просто так отдавать деньги бизнесменам. Деньги, которые идут на инвестиции, — это деньги японских налогоплательщиков, а они должны быть израсходованы эффективно и с пользой для японского народа или японских компаний. Поэтому проект в первую очередь должен быть прибыльным. Срок кредита 10–15 лет, в течение этого периода мы бы хотели иметь доход. Во-вторых. проект должен быть поддержан федеральным правительством и правительством региона. То есть нам нужна официальная гарантия — это очень важно. Третье наше условие — это передвижение средств от банка к банку. Поэтому российский банк должен быть вовлечен в проект.
— Сугахара-сан, по вашему мнению, мероприятия, подобные тому, которые вы посетили — ХII Международный бизнес-форум в целом и МБКИ-2012 в частности, эффективны для поиска инвесторов?
— Да, это хорошие площадки. И в частности этот форум интересный, мы общаемся с русскими потенциальными партнерами на Международной бирже контактов, но в этом году на форуме довольно тихо. В прошлом году было больше проектов и больше людей, возможно, это связано с тем, что в прошлом году многие участники уже нашли себе бизнес-партнеров… По моему мнению, мало иметь просто форумы, для того чтобы бизнес получал инвестиции, нужно, чтобы были более подходящие условия для реализации идей и проектов. В России же наблюдаются большие проблемы с банками.
— Что вы называете проблемами?
— Проблема состоит в том, что банки в России плохо функционируют: они не дают кредиты и у них слишком большие процентные ставки. Банки думают только о том, чтобы делать бизнес. Свой бизнес! В Японии очень много банков, которые оказывают финансовую помощь под 2–3% в год. У вас 25% — это невозможно, это слишком много и это серьезная проблема!
Нобуо СУГАХАРА (Nobuo SUGAHARA)
Родился в 1951 году в Токио.
Окончил один из самых известных в Японии университетов Кэйо по специальности «маркетинг». Во время учебы в аспирантуре Гарвардского университета (США) специализировался на регионоведении (СССР, Россия и СНГ).
1974-1994 гг. — работал в универсальной торговой компании Itochu Corporation (ежегодный оборот более 110 млрд долл.), в общей сложности более двадцати лет проработав в московском офисе.
1994-1998 гг. — являлся представителем Японии в CIEE (Совет по международным образовательным программам обмена), американская некоммерческая организация по проведению государственного экзамена на знание английского языка (TOEFL) за рубежом.
В 1998 году основал в Японии консалтинговую компанию Sugahara&Associates Inc. для оказания содействия японским машиностроительным и станкостроительным компаниям в торговле с Россией и странами СНГ.
В 2005 году основал в Москве компанию Business Eurasia Ltd. и занял пост директора. Главная цель компании — оказание поддержки японским компаниям в России.
Является руководителем семейного бизнеса, возглавляет компанию Hibino Wine&Spirits (основана в 1882 г.), которая занимается импортом и оптовой торговлей европейскими спиртными напитками в Японии, а также владеет Wine Bar в самом центре Токио — квартале Гиндза.
Член японской Ассоциации по торговле с Россией и странами Восточной Европы (РОТОБО), фонда «Общество Япония – Америка», член Японского бизнес-клуба в России.
Свободно владеет русским языком.