Специальный налоговый режим — патентная система налогообложения, которая еще не реализована в регионах, но уже закреплена законодательно на уровне Федерального закона от 25 июня 2012 года № 94-ФЗ, начала будоражить умы как властей, так и бизнес-сообщества.
Суть патентной системы — это замена единого налога на вмененный доход от отдельных видов деятельности, который перестанет действовать на территории РФ с 2014 года. Часть из подпадающих под него видов деятельности будет переведена на патент, остальные — на упрощенную систему налогообложения или на общий режим.
Общая информация
Вид: Специальный налоговый режим (добровольный порядок применения)
Категория налогоплательщиков: Индивидуальные предприниматели
Налоговый период: Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент (патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев).
Описание: Данный специальный налоговый режим применяется только в отношении определенных видов деятельности (пункт 2 статьи 346.25.1 Кодекса).
Стоимость патента определяется расчетным путем и не зависит от величины реально полученных доходов налогоплательщика.
По мнению представителей региональной власти, патент, который начнет действовать в Ростовской области с декабря 2012 года и будет добровольным, упростит работу предпринимателей, для областного же бюджета его введение не станет прибыльным мероприятием, по крайней мере в ближайшие годы.

«Этот закон должен быть удобен и для бизнес-сообщества, но и бюджет Ростовской области не должен потерять, а в перспективе он должен приобрести», — говорит
Андрей Харченко, председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и инвестициям Законодательного собрания Ростовской области.
«За налогоплательщиком останется право принять решение, по какой системе ему выгодно работать, — комментирует
заместитель
губернатора — министр финансов Ростовской области Лилия Федотова. — Также налогоплательщик имеет право применять сразу несколько режимов налогообложения, при этом необходимо вести отдельный учет доходов, полученных от каждого вида деятельности».
В ряду преимуществ патента региональный министр финансов называет также замену одним налогом нескольких и освобождение от НДФЛ и налога на имущество физических лиц. Кроме того, предприниматели, за некоторым исключением, будут освобождаться от НДС.
Со стороны предпринимательского сообщества и экспертов грядущая система налогообложения встретила шквал критики. Один из первых спорных вопросов — возврат уплаченных за патент средств после прекращения предпринимателем своей деятельности. Напомним, цена патента рассчитывается как произведение налоговой ставки — 6% и потенциально возможного дохода, установленного законом субъекта Российской Федерации для соответствующего вида деятельности.
Минимальный размер годового дохода, исходя из которого определяется стоимость патента, не может быть меньше 100 тыс. рублей и не может превышать 1 млн рублей. По некоторым видам деятельности субъекты РФ смогут увеличивать максимальный размер потенциального дохода, но не более чем в 3 раза, а в городах с населением более 1 млн человек — не более чем в 5 раз. Налоговая ставка определена в размере 6%.

«Когда предприниматель сам принимает решение сменить патентное налогообложение, что происходит с патентом, сроками возврата денег и, в принципе, какие последствия у такого решения — в законе не описано, — говорит
Ольга Проскурина, генеральный директор юридической фирмы ООО „JBI Эксперт“. — Поэтому ЕНВД с точки зрения гибкости гораздо приятнее для предпринимателя».
Кроме того, по мнению экспертов, предприниматели не будут активно переходить на патент по причине того, что система ограничивает число работников до 15 человек — против 100, заложенных в ЕНВД, ограничивает площадь торговых залов — 50 кв. м — против 150, предусмотренных ЕНВД, а также отсутствует возможность уменьшения патента.
«Отсутствие возможности устанавливать разные размеры базовой доходности для разных муниципальных образований — это также большой пробел в патентной системе налогообложения, и этот вопрос надо решать. На разных территориях разная доходность, потому нельзя применять ко всей области один коэффициент», — добавляет Ольга Проскурина.
«Всегда идут призывы к тому, что всё очень плохо в Налоговом кодексе, — комментирует
Наталья Стаценко — председатель
комитета Законодательного собрания Ростовской области по бюджету, налогам и собственности. — Но я хочу сказать, что бояться патентов не стоит. И если вернуться к истории, то еще купцы начали работать по патентам. Единственно, с чем я соглашусь в критике системы, — это определенная численность — 15 человек, это очень мало».
По мнению председателя комитета регионального ЗС по бюджету, налогам и собственности, переходить на патент будут не все, но «продвинутые» предприниматели выберут именно патентную систему. «Человек более продвинутый скажет — не надо кассового аппарата, бухгалтерский учет вести не нужно, налоговую декларация заполнять не надо. Человек более активно мыслящий, безусловно, выберет патент», — добавила Наталья Стаценко.
Взгляды на патентную систему налогообложения в регионе заметно разделились: до момента начала реализации в Ростовской области положений Федерального закона № 94-ФЗ, то есть до декабря текущего года, предприниматели, эксперты и представители власти должны объединить все «за» и «против», чтобы принятый областной закон способствовал как предпринимательской деятельности, так и наполняемости бюджета. Этим в данное время занимается комитет Законодательного собрания Ростовской области по экономической политике и комитет ТПП области по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса.