Совсем скоро в столице ЮФО знаменитый психолог, тренер международного класса и консультант
Андрей Плигин представит образовательную программу «Лидерство в бизнесе». Это событие состоится впервые на юге России. Оно пройдет в формате семинара-коучинга на территории конгрессно-выставочного центра «ВертолЭкспо» — одного из крупнейших в России. По словам автора, материал семинара — результат огромной работы по изучению и обобщению опыта российского бизнеса. Выявленные факты были осмыслены, результаты осмысления — выверены, а эффективность разработанных методик доказана успешными компаниями страны. Tеперь эти знания станут доступны донским бизнесменам. Подробности — в интервью с Андреем Плигиным.
— Андрей Анатольевич, в анонсе семинара сказано: «из опыта российского бизнеса». Правильно понимаем, что два дня — 12 и 13 ноября — вы будете приводить и разбирать примеры успешных компаний?
— В Ростове у меня будет интересная задача — изложить в два дня материал по образовательной программе, в основе которой лежит опыт многолетнего развития и становления российских и международных компаний. Однажды со своим коллегой мы проводили такой семинар целых 10 дней. В нашем случае надо успеть главное — раскрыть суть заявленной темы через конкретные примеры и инструменты, а также ответить на вопросы аудитории. Поэтому всё, что вы услышите на семинаре, выявлено, осмыслено и проверено на практике разными компаниями. Это и имеется ввиду, когда мы говорим «из опыта российского бизнеса».
Что касается «успешности», то это, на мой взгляд, довольно скользкое понятие. Многое зависит от того, что лично вы под ним подразумеваете. Возможно, я скажу крамольную вещь, но успех компании определяется соотнесением целей её владельцев [а эти цели могут быть весьма далеки от нашего с вами представления об эффективности] с тем, как именно компания решает поставленные задачи. Обычно говорят, что бизнес — это, прежде всего, деньги. А я люблю говорить, что бизнес — это люди, которые умеют делать не только деньги, но [и это главное] очень ценный, значимый для общества продукт. Наверное он, в какой-то момент, может претендовать на сверхприбыль [как один из критериев эффективности бизнеса].
Я очень часто сталкиваюсь с тем, что компании [российские и западные] иногда готовы терять деньги лишь бы иметь лидерство на рынке. Веря, что в долгосрочной перспективе [года через три-четыре] они все-таки будут первыми.
Выходит, лидерство может спорить с финансовой успешностью. Экспансия компании может очень сильно спорить с денежной составляющей. Поэтому, какие критерии заложим — такую успешность и получим. Определение критериев — это, как правило, прерогатива собственников бизнеса.
Андрей Плигин — признанный эксперт в области комплексного развития среднего и крупного бизнеса, тренер международного класса, доктор психологических наук. Тренерский стаж — более 20 лет. Начиная с 1995 года, Плигин руководит проектом организационного развития, бизнес-обучения и коучинга пяти холдингов промышленной ABI-group. Более 500 руководителей получили новые знания в рамках авторской программы «Системное обучение менеджеров». Создатель корпоративных университетов в ряде международных компаний. Например, таких, как Ernst & Young, Indesit и др. Более 10 лет Плигин — личный консультант: участвует в сопровождении холдинга, принадлежащего бизнесмену из списка Forbes, депутату Госдумы РФ. — Tак о чём вы, всё же, будете говорить с ростовской аудиторией?
— Например о том, что лидерство — это открытие новых рынков. Это умение создавать такие уникальные стратегии и стандарты для бизнеса, которые соответствуют лидерству. В стандарты я включаю всё — от оценки эффективности самого бизнеса до оценки эффективности способов его ведения. Причем, одна сторона медали — управление компанией, другая — управление всеми составляющими, связанными с ведением бизнеса. А оно делится на две части — организацию деятельности самих специалистов и создание рабочих условий для тех, кто специалистами управляет.
В стандартах учитывается многое — вплоть до технического оснащения, технологического оборудования, и даже эргономики пространства, которое компания занимает.
Мы можем совершенно по-разному оценивать. Но для лидера критерии стандартов всегда будут выше [и жёстче], чем в среднем по рынку. Это — один из показателей лидерских позиций в бизнесе. И уметь оценивать, задавать критерии — дорогого стоит. Tем более, что мы всё время будем сравнивать [компании] с соседями по рынку. Я не люблю слово «конкуренция», потому что очень много есть моделей взаимодействия в бизнесе разных контрагентов. Соседи по рынку — те, которые существуют рядом и делают похожие вещи.
И ещё, говоря о лидерстве, я буду иметь ввиду совершенно разные компании — и малые, и средние, и крупные. Правда, у меня больше опыта взаимодействия с крупным бизнесом. Холдинговыми структурами — лидерами в своих сегментах.
— Ясно. Вернёмся к тезису об успешности. В нашем понимании это, прежде всего, значительный, динамичный рост бизнеса. Например, когда местная фирма начинала бизнес с чистого листа и доросла до компании федерального масштаба...
— Я именно об этом и говорю. Мы как раз с этого и начнём семинар. Одна из первых моделей, о которой буду рассказывать, касается различных типов развития бизнеса. Я взял огромное количество интервью у успешных практиков, каждый из которых раскрутил бизнес с нуля. Буквально [я утрирую] от маленькой палатки на углу в небольшом областном центре до крупного федерального холдинга [и не одного], да ещё и с созданием компании, управляющей такой разветвлённой структурой. Мне было интересно посмотреть на этапы развития такого бизнеса. Понять, а что происходило с его владельцем; как менялось его отношение к бизнесу; представление о том, что надо делать. И дальше — до инфраструктуры, инструментов управления компанией, к которым он пришёл интуитивно и, возможно, даже не знает, как они называются. А потом, получая системное образование, владельцы понимали, как устроены best practices [лучшие практики]. Словом, хотел понять, что происходило с людьми, которые смогли построить бизнес с чистого листа. Построить честно, успешно развивая и укрупняя его.
Несколько лет назад Андрей Плигин написал книгу «Путь лидера». В ней затрагиваются глубинные вопросы, возникающие на профессиональном и жизненном пути лидера: что такое лидерство, как его развивать, какие виды существуют. Раскрываются и компетенции лидера, его личность и харизма. Отдельное место в книге посвящено вопросам управления будущим организации/команды, типам развития компании и её руководства, умению вдохновлять и системным стратегиям лидерства. Издание полезно изучить и состоявшимся бизнесменам, и начинающим предпринимателям. — Важная составляющая любого тренинга, бизнес-семинара — обратная связь с аудиторией. Будет ли она у вас и какая именно?
— Я периодически буду устраивать рамки обратной связи, интересуясь [у слушателей] есть ли вопросы. Есть правило — всё, чем интересуется аудитория, вернуть ей уже в виде качественной информации в своём новом выступлении. Хороший, опытный тренер это всегда сделает. Во-вторых, существует много видов косвенной обратной связи. В частности, мы смотрим, как люди работают в группах, делают различные упражнения, какого качества они добиваются, насколько глубоко вникают и так далее. И, наконец, есть рамка «Вопросы и ответы». Она будет в конце каждого дня.
Правда, иногда звучат вопросы по ходу презентации. Знаете, собственники — это люди, которым вечно не терпится. Они уже лидеры. Поэтому они, не то, чтобы прерывают, но интеллигентно встраивают свои вопросы. Конечно, я на них отвечаю.
— Как-то одного из именитых бизнес-тренеров мы спросили: «Какую аудиторию ожидаете увидеть в зале?». Он ответил: «Умную». А на какую аудиторию в Ростове-на-Дону рассчитываете вы?
— Я всегда жду заинтересованную аудиторию. Другой у меня и не бывает. А насчёт того умная она или нет... С одной стороны, люди, которые заплатили и пришли на семинар, априори не могут быть глупыми. С другой стороны, основная аудитория тренинга — бизнесмены, успешные, с потенциалом, достигшие в своём деле определённых высот.
Как правило, люди неуспешные на такие семинары редко приходят. Скорее бывают те, которые только собираются организовать бизнес. Но их доля невелика — 20-30%. Чаще всего 70-80% аудитории — успешные бизнесмены. Ожидать, что они будут глупыми, — странно. Другое дело, их заинтересованность и личная включённость бывает разной. Но здесь многое зависит от [качества] взаимодействия тренера со слушателями.
Знаете, я всегда рассчитываю на заинтересованную аудиторию. И мои ожидания всегда сбываются.
Беседовал Владимир Андреев.
P. S. В качестве организатора семинара-коучинга «Лидерство в бизнесе» в Ростове-на-Дону выступает образовательная платформа WOODROOT.