Игроки ростовского рынка услуг организации деловых мероприятий (business event) отмечают значительное снижение спроса. Если до кризиса бизнесмены с готовностью вкладывали средства в обучение персонала и взаимодействие с партнерами, то в последние два-три года они сокращают эти статьи расходов. Деловые мероприятия либо вообще не финансируются, либо организовываются без привлечения профессионалов.
Спрос на организацию деловых мероприятий упал в два раза
Сейчас в Ростове-на-Дону действует порядка 50 агентств, предоставляющих услугу проведения мероприятий. Как правило, это мультиагентства, предоставляющие в своем пакете услуг опцию организации деловых мероприятий (тренингов, форумов, конференций, выставок, мастер-классов и т. д.). Как отмечает
руководитель event-отдела агентства маркетинговых коммуникаций (АМК) «FBR» Олеся Попова, сегодня в Ростове практически нет агентств, которые занимались бы исключительно деловыми мероприятиями, так как спрос на подобные мероприятия непостоянен и зависит от сезона: большинство заказов приходятся на весну и осень.
Еvent-агентства появились на ростовском рынке примерно десять лет назад, хотя спрос на подобные услуги был и раньше. «Раньше эти услуги базировалась на площадках ресторанов и гостиниц. В комплексе своих услуг они предлагали еще и организацию определенных мероприятий, например, конференций», — сообщает
event-менеджер корпоративного отдела агентства «Мир праздника» Инна Васючкова.
Позже этот сегмент заняли специализированные игроки, и до 2008–2009 года они отмечали увеличение спроса на свои услуги. По словам участников рынка, докризисных показателей им не удается достигнуть до сих пор. По данным агентства «Мир праздника», по сравнению с 2009 годом количество заказов на организацию деловых мероприятий уменьшилось в два раза.
В частности, существенный спад замечен в сегменте корпоративного обучения. В кризисное время бизнесмены научились обходиться без вложений в образовательные программы для сотрудников, и до сих пор эта расходная часть не появилась в бюджете большинства организаций. «Раньше считалось необходимым вкладывать деньги в обучение персонала. Это направление очень активно развивалось. Если компания не обучала персонал, то работать в ней было непрестижно, — рассказала
директор агентства деловых мероприятий „Бизнес-Форум“ Оксана Бондарева. — Тренинги проходили не менее двух раз в год. Для менеджеров по продажам тренинги велись в группах по 15–20 человек раз в четыре месяца».
Сейчас же акцент делается на взаимодействие с партнерами, а не на внутреннее развитие фирмы. Незначительными темпами, но все же растет спрос на выставки. По
данным КВЦ «ВертолЭкспо», количество проведенных мероприятий в рамках выставок увеличилось на 12% по сравнению с 2009 годом.
Общей тенденцией в сфере организации мероприятий стало доминирование развлекательной составляющей: клиенты с большей готовностью тратят деньги на увеселение, чем на обучение. Также игровые моменты вносятся в корпоративные тренинги. «Например, тимбилдинг в Ростове-на-Дону больше направлен на сплочение коллектива, а не на выявление и преодоление каких-либо трудностей. По сути тимбилдинг — это семинар или тренинг, только в активной форме. А у нас под этим понятием подразумевают корпоративный отдых. Здесь смешались понятия», — считает
руководитель агентства «IZYM» Дарина Меркулова.
Бизнесмены отказывают от профессиональных организаторов мероприятий
Как отмечают эксперты, рынок деловых мероприятий расслаивается на сегменты. Одни компании специализируются на поставке качественного технического оборудования, другие — отличаются формированием тимбилдингов, третьи — предоставляют выставочные площадки. Такое сегментирование связано с желанием клиентов сэкономить на организации деловых мероприятий. Чтобы сократить расходную часть, бизнесмены создают на базе своего предприятия отделы по организации деловых мероприятий. Координируя организацию мероприятия самостоятельно, они прибегают к услугам только узких специалистов.
«Сейчас работать стало достаточно тяжело, — говорит
event-менеджер корпоративного отдела агентства „Мир праздника“ Инна Васючкова, — очень часто заказчик в поисках подрядчика уходит в Интернет. Несмотря на то, что агентство — гарант качества, заказчик в стремлении сэкономить минует профессионалов, напрямую выискивая подрядчиков. А там может произойти все, что угодно — исполнитель может завышать цену, не связывая ее с качеством услуг. И в результате мероприятие может быть сорвано. От этого пострадает прежде всего имя заказчика».
«Качественно организованное деловое мероприятие играет важную роль в ведении бизнеса. Выставки, например, дают возможность показать свои достижения, познакомить потенциальных клиентов с продуктом, найти партнеров по бизнесу, а также увидеть уровень конкурентов. Конференции — возможность обсудить важную для бизнеса тему, прийти к решению проблемы, рассказать о нововведениях. Важную роль в улучшение работы персонала играют бизнес-тренинги. И наибольшего эффекта от них можно добиться, если пригласить тренера федерального уровня», — отмечает
руководитель event-отдела AMK «FBR» Олеся Попова. Однако, по ее словам, не каждый руководитель сегодня готов идти на такие затраты. Выход из такой ситуации — организовывать бизнес-тренинг не для одной конкретной компании, а для группы. Но на таком тренинге приводятся решения общих проблем, не углубляясь в проблемы конкретной фирмы.