Контроль. Технологии. База
16.02.2016 10:35
|
|
Автор: Юлия Ликарчук
|
Новый, 2016 год принял эстафету у непростого 2015-го. В бизнес-сообществе нет однозначной оценке его итогов. Для одних год был откровенно тяжёлым, для других — запланированно прорывным. Одни компании и банки уходили с рынка, закрывали офисы. Другие, наоборот, захватывали новые территории и осваивали перспективные ниши. При этом те, кто остался в строю (а таких немало), строили планы и определяли приоритеты на год текущий. Корреспондент «ДЕЛОру» Юлия Ликарчук провела небольшой опрос среди банкиров, работающих в Ростове-на-Дону, дабы понять: что быдет глвным для финансовых организаций юга в ближайшие 10-12 месяцев.
Ставка на технологии
Тренд последних лет — существенный сдвиг в сторону комиссионных продуктов и транзакционного бизнеса. В минувшем году все банкиры производили апгрейд систем дистанционного обслуживания клиентов для ведения счета и платежей: улучшали сервисы, упрощали интерфейс, внедряли новые технологии, повышали безопасность онлайн-сервиса, — активно продвигали расчетные услуги. Поистине революционным достижением стал запуск в июле прошлого года продажи часов AlfaPay АО «Альфа-банк» со встроенной дебетовой банковской картой. Их можно использовать для бесконтактной оплаты покупок, просто поднеся к экрану терминала. Часы доступны только пользователям пакетных услуг от Альфа-Банка: «Оптимум», «Комфорт», «Максимум» или «А-Клуб».
Среди других заметных нововведений — создание сервиса визуального отображения информации по операциям для юридических лиц в интернет-банкинге ВТБ24. Посредством графиков и круговых диаграмм сервис выдает клиенту анализ его расчетного счета, изменение остатков за заданный период, поступления и снятия наличных с разбавкой по контрагентам, объемы входящих и исходящих платежей по каждому из них.
Продолжают развиваться удаленные каналы доступа: интернет-банк, мобильные приложения, смс-сервисы. Последнее — особенно в приоритете Стелла-Банка, клиентам которого в прошлом году предложили задавать собственные параметры смс-оповещения, например, контролировать списание платежей только свыше определенной суммы.
По мнению директора территориального офиса Росбанка в Ростове-на-Дону Елены Волтовой, банки сегодня заинтересованы в развитии различных платформ ДО. «Это снижает издержки, позволяя предложить клиентам новые выгодные продукты и услуги, которыми можно управлять через интернет», — отмечает Елена Волтова, добавляя, что клиенты, совершающие операции через дистанционные каналы, при этом существенно экономят на комиссиях, избегая в текущей непростой экономической ситуации ненужных переплат.
Курс на пакетирование
В конкурентной борьбе за клиента банки предпочитают идти по пути формирования гибких тарифов посредством сегментации и пакетирования своих расчетно-кассовых услуг. «Райффайзенбанк перешел на пакетное обслуживание, исходя из принципа: каждому бизнесу свой набор услуг. Это позволяет соответствовать потребностям самых разных клиентов — от стартапов до компаний с длительной историей работы», — рассказывает заместитель директора РЦ «Южный» по розничному бизнесу, АО «Райффайзенбанк» Татьяна Начинова.
Аналогичного принципа придерживается и ВТБ24. «Пакеты и формы авансовой оплаты хорошо воспринимаются клиентами и позволяют им существенно экономить на стоимости банковского обслуживания», — утверждает вице-президент, и.о. управляющего региональным операционным офисом «Ростовский» ВТБ24 Виктор Кривошеев. В числе популярных пакетных предложений банка — «Бизнес-онлайн» и «Бизнес-старт» с максимальным количеством дистанционных услуг для проведения операций по счетам, а также «ВЭД» с расширенным набором услуг по сопровождению внешнеэкономической деятельности.
Среди преимуществ использования «пакетов» эксперты называют продление операционного дня и возможность управления счетом при помощи каналов удаленного доступа. Однако, главным стимулирующим фактором перехода на пакетное обслуживание для клиента по-прежнему остается цена. Стоимость услуг на наиболее часто выполняемые операции в рамках таких предложений всегда ниже.
Есть и другой вариант, когда не один из предложенных наборов услуг не подходит бизнесу. В этом случае Стелла-Банк, например, предлагает собрать персональный пакет. «У нас нет пакетных предложений, разделяющих клиентов на малый и средний бизнес и оценивающих, вырос ли клиент до уровня корпоративного. Тарифная сетка позволяет конструировать пакет услуг, исходя из индивидуальных потребностей каждого клиента», — рассказывает директор АО АКБ «Стелла-Банк» Сергей Тепляков.
Все те же требования
По словам Сергея Теплякова, сейчас клиента сложно удивить новыми услугами, а стоимость обслуживания не часто является основным при выборе банка. Главным же, по мнению эксперта, для клиента, по-прежнему, остается ликвидность финансового учреждения и степень защищенности его средств, и то, насколько оперативно готов банк выполнить свои обязательства перед клиентами. «В нашем банке по состоянию на 1 января 2016 года норматив мгновенной ликвидности 150% (при минимально рекомендуемых ЦБ 15%), норматив текущей ликвидности 145% (при минимально рекомендуемых ЦБ 50%). Банк региональный, так что баланс максимально отражает ситуацию», — подчеркивает Сергей Тепляков.
Появление новых предприятий и развитие действующих обеспечивают непрерывный рост клиентского портфеля банка. «Индивидуальный подход, высокое качество услуг, а также добросовестность и клиентоориентированность наших сотрудников позволили нам в 2015 году получать достаточное количество рекомендаций от действующих клиентов. Этот канал стал для нас одним из самых значимых источников пополнения клиентской базы помимо традиционного поиска и привлечения через интернет-ресурсы и выездов на места ведения бизнеса», — утверждает Татьяна Начинова.
Подтверждает ее слова и заместитель Председателя Правления банка «Восточный» Александр Нестеренко: «Основным методом развития остается личное привлечение клиентов квалифицированными сотрудниками банка. Маркетинговые акции и дистанционные каналы продвижения выступают в данном вопросе как промежуточные инструменты. Окончательное решение об обслуживании клиент принимает, как правило, на основании личного общения с представителем банка. Соответственно, в данном направлении будет строиться работа и в 2016 году. Мы сформируем институт корпоративных менеджеров, которые персональными усилиями будут продвигать бизнес».
По словам участников рынка, для клиента огромное значение имеют надежность банка, доверие к сложившемуся руководящему составу, удобство и скорость обслуживания. «Понятно, что банк должен соответствовать высокому народному мнению о себе — оставаться надежным (не ввязываться в скандалы, не проводить сомнительных операций, не совершать высоко рискованных сделок), а также обязательно совершенствовать сервис, внедрять передовые технологии, быть современным, понятным, прозрачным и, насколько возможно, открытым», — уверен руководитель Региональной дирекции по Южному и Северо-Кавказскому округам, управляющий филиалом АКБ «ФОРА-БАНК» (АО) в г. Ростов-на-Дону Сергей Бондаренко.
Кто не рискует?
В числе приоритетных направлений получения дохода банков в 2016 году по-прежнему остается расчетно-кассовое обслуживание. «Не назвал бы его безрисковым ни на сегодняшний день, ни на вчерашний, — говорит Сергей Бондаренко. — Основной риск здесь репутационный». По его словам, большое количество недобросовестных компаний в момент, когда банк начинает задавать вопросы о целесообразности деятельности, экономическом смысле проведённых операций по счёту, налоговой нагрузке и т. д. — бросают один фининститут и тут же стараются перебежать в другой, где некоторое время таких вопросов задавать не будут.
«Выявлять и предупреждать попытки открытия счетов в банке такими организациями — это одна из приоритетных задач службы безопасности, отдела финансового мониторинга при приёме клиента на РКО», — подытоживает Сергей Бондаренко.
Естественно, с ужесточением контроля за операциями в соответствии с законом 115-ФЗ о легализации доходов банкам вменяется в обязанность контролировать действия своих клиентов. В данном направлении продолжится работа и в 2016 году.
Возврат к списку
|