Управляющие компании и ТСЖ против интернета
09.08.2012 17:18
|
|
Автор: Елена Кукина
|
По данным компании МТС, в Ростове-на-Дону уровень проникновения ШПД уже превысил 74%. Ростовский рынок интернет-провайдеров занят всего несколькими крупными игроками, что порождает высокую конкуренцию . В этих условиях пополнение клиентских баз провайдеров будет в основном происходить за счет перетекания абонентов от провайдера-конкурента. В конце 2011 года на рынок вышел оператор федерального значения «Эр-Телеком», в начале 2012 года усилил свои позиции ТТК через покупку ЗАО «Электро-Ком» (бренд «Спарк»). Провайдеры предрекали усиление конкуренции в 2012 году и не ошиблись. Для монополистов настали не самые комфортные времена.
«Основным трендом 2012 года стало проникновение в домохозяйства сразу нескольких провайдеров, как правило, один становится основным, а один или несколько остаются так называемыми резервными», — считает директор МТС в Ростовской области Денис Лысов.
Как занять место
На пути к тем самым домохозяйствам провайдеры встречают ряд препятствий. Причина, прежде всего, в методах конкуренции самих провайдеров. Самый распространенный прием — единоличный захват территории. «Например, в Ростове-на-Дону есть целый микрорайон, в который доступ пользователям осуществляет только одна компания», — рассказывает PR-менеджер ЗАО «Электро-Ком» в Ростове-на-Дону Сергей Ванюков. Очевидно, что за пользованием преимущественным положением операторам приходится «договариваться» с ТСЖ, чтобы оно не вздумало нарушать status quo. Но эти затраты потом с лихвой компенсируются:
положение единственного провайдера в домохозяйстве дает возможность поставлять услугу по ценам выше рыночных.
Так получается, что провайдеры конкурируют не столько за счет качества поставляемой услуги, сколько за счет оперативности в захвате домохозяйств.
Особенно привлекательными для провайдеров становятся микрорайоны новостроек: «Драйвером роста станет строительство сетей операторами в районах новостроек», — спрогнозировал в конце прошлого года Денис Лысов. Провайдеры внимательно следят за каждым растущим домом и находятся «на низком старте», ведь кто первый туда зайдет, тот и сможет устанавливать свои порядки.
На войне все средства хороши, и, по признанию участников рынка, нередко первый пришедший провайдер делает все возможное, чтобы не допустить туда конкурента. «Проблемы возникают в связи с некачественным монтажом оборудования других компаний. Они строят так, что другие провайдеры не могут вообще зайти в дома», — поясняет Сергей Ванюков.
Такие нарушения конкуренции трудно регулировать — все они номинально не противоречат закону. Каждый из участников рынка с особенным упором заявляет, что работает прозрачно и только в рамках действующего закона.
Чаще других провайдеры жалуются на действия старейшего ростовского оператора, который сейчас работает под брендом ОАО «Ростелеком».
«Наша компания действует исключительно в рамках закона. Это все, что можно сказать по этой теме», — прокомментировали эти жалобы специалисты коммерческого блока ростовского филиала ОАО «Ростелеком».
Управдом — друг абонента
Работа провайдеров с жилым фондом делает ТСЖ и УК невольными участниками конкурентной борьбы за абонента и позволяет им получить в этой борьбе свою, хоть и небольшую, выгоду. «Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) лестничные площадки и подъезды — это имущество, исключительное право распоряжения которым принадлежит собственникам многоквартирного дома. Соответственно, только жильцы могут предоставлять это имущество третьим лицам для размещения там специального оборудования связи», — пояснила директор филиала «ЭР-Телеком Холдинг» в г. Ростов-на-Дону Евгения Горевая. Чтобы провайдерам не приходилось лично испрашивать разрешения на монтажные работы у каждого квартировладельца, в дело вступают ТСЖ и УК, беря таким образом на себя регулирующую роль в отношениях между провайдерами и жильцами-абонентами.
Новый поставщик услуг выгоден жильцам: больше конкуренции — выше качество и ниже становится цена. Но ТСЖ или УК далеко не всегда искренне отстаивают интересы квартировладельцев. Иногда им просто никто не говорит, что появилась возможность выбора, и новый оператор получает от ворот поворот.
Чтобы преодолеть противодействие, провайдеры иногда вынуждены действовать в обход управляющих компаний. Это вполне возможно, поскольку только сами собственники жилья имеют право давать или не давать согласие на установку оборудования. «Прежде чем мы устанавливаем оборудование в подъезд, специалисты по согласованию „Дом.ru“ проводят опросы по форме заочного голосования. Затем мы подготавливаем всю необходимую УК документацию для заключения договора. В случае если УК не желает заключать договор на размещение телекоммуникационного оборудования в МКД, на основании протоколов голосования мы производим монтаж», — рассказала Евгения Горевая. Для кворума достаточно подписей 66% жильцов.
Но и этот номер может не пройти. «У управляющих компаний есть возможность закрыть доступ персонала к оборудованию и отключить его», — приводит пример Сергей Ванюков.
Мотивы ТСЖ разнообразны. «Бывает так, что появление в доме нового оператора связи отвлекает внимание жильцов от постоянных коммунальных заморочек, повисших вопросов по ремонту дома и расчетам и становится своеобразным поводом „выпустить пар“, направить негатив от необустроенности подъездов и придомовых территорий в сторону провайдера», — рассказала Евгения Горевая. Иногда причиной противодействия УК становится материальная заинтересованность: «Есть интернет-провайдеры, которые доплачивают УК, чтобы в доме был только один провайдер», — рассказал Сергей Ванюков.
Еще одна беда провайдеров — завышенные тарифы на аренду площади. По данным председателя ТСЖ Алексея Паренюка, стандартная сумма — 500 рублей в месяц для каждого провайдера. Но чаще цену ТСЖ устанавливают по своему усмотрению, и участники рынка говорят о частом превышении среднего тарифа.
Впрочем, возможность «договориться» с ТСЖ или УК активно используют и сами провайдеры, заходя в дом в обход мнения жильцов. «Есть прецеденты, когда новые компании входят без подписи жильцов», — рассказал Сергей Ванюков. Такая тактика вызывает осуждение участников рынка.
Однако не все так плохо. Как рассказал «ДелоРу» тот же Алексей Паренюк,
для здравомыслящего управленца выгодней пустить в дом нескольких провайдеров и с каждого собирать аренду.
Он лично не препятствовал установке оборудования четырех провайдеров в своем доме, и считает, что при грамотном монтаже оборудование никакого вреда дому не наносит. Но выбор из четырех провайдеров Алексей Паренюк считает достаточным для жильцов дома: «Когда мне позвонил пятый, я сказал, что нам уже хватит».
Работа с людьми
«Работа с жилым фондом всегда непростая. Ведь это, прежде всего, работа с людьми. При взаимодействии всегда находятся недовольные», — поделился Сергей Ванюков. Большинство жителей заинтересовано в том, чтобы в доме было представлено как можно больше провайдеров — это обеспечит выбор цен и качества услуги. Но есть часть жильцов, которые противятся установке оборудования. «В старых хрущевских пятиэтажках большой процент пожилого населения, которому интернет не нужен», — поясняет он. «От примерно 10-15% людей мы слышим настолько странные причины отказа, что просто диву даемся! Например,
при виде монтажников, устанавливающих распределительную коробку в подъезде, жильцы начинают говорить, что от нее будет идти опасное излучение, влияющее на здоровье.
Между тем, сигнал в дом подается по оптоволоконному кабелю с помощью пучка света», — поддерживает коллегу Евгения Горевая.
Иногда, рассказывают провайдеры, первые установщики оборудования настраивают пожилых жильцов против всего света, если проводят работы некачественно. «Жильцы говорят: вы еще тут будете сверлить, у нас перекрытия рухнут», — рассказал Сергей Ванюков.
Возврат к списку
|
|
|