Частные школы: бизнес энтузиастов
08.11.2010 07:07
|
|
|
Существует распространённое мнение, что частные школы — это не столько учебные заведения, сколько показатель престижа для богатых снобов. Там, среди мраморных стен и парт красного дерева, бедных маленьких задохликов из хороших семей «мучают» высшей математикой, балетом, риторикой и латынью, родители реализуют свои комплексы, а учителя гребут деньги лопатой. Или, как вариант, там вообще ничему не учат, а избалованные детишки олигархов требуют от запуганных учителей незаслуженных пятерок, размахивая родительским авторитетом. Реальность, однако, оказалась далека от самовозникающих мифов.
Что такое частная школа?
Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) появились в начале 1990-х годов. Своей целью их создатели ставили дать детям качественное образование, которое выгодно отличалось бы от того, что предлагалось муниципальными школами. Одним из своих важнейших конкурентных преимуществ НОУ называют индивидуальный подход к каждому ученику. Школы организуются как малокомплектные, в классах обычно обучается от 8 до 12 человек, что позволяет максимально раскрыть потенциал каждого ребенка. Учебные заведения действуют на условиях полупансиона, то есть родители, отдав утром своего ребенка, забирают его вечером. За это время ребенок не только учится, но и посещает группу продленного дня, выполняет домашние задания, участвует в работе кружков, секций, полноценно питается и отдыхает. Программа частных школ также отличается от программы муниципальных: многие учебные заведения делают упор на каких-либо дисциплинах – математике, русском, информатике, английском; кто-то старается давать образование с классическим уклоном; во всех школах проводятся занятия с психологами. В любом случае, по отзывам учителей и родителей, даже если в школах преподаётся лишь материал стандартной учебной программы, результат намного лучше за счет индивидуальной работы с каждым учеником. В настоящий момент в Ростовской области действует 17 негосударственных школ, из них 12 прошли аккредитацию и получили право выдавать документы государственного образца.
Особенности спроса
Говоря экономическим языком, основными потребителями услуг частных школ выступают представители среднего класса города. В школах учатся дети предпринимателей, служащих, менеджеров высшего и среднего звена, чиновников. В таком экономически развитом городе, как Ростов, желающих дать своим детям качественное образование немало. Хотя уровень обучения в частных школах примерно одинаковый, да и стоимость его не слишком отличается, школы позиционируют себя по-разному. Одни директора настаивают на том, что частное образование едва ли не общедоступно, другие гордо заявляют: «Да, наша школа — для избранных!»
В связи с этим возникает вопрос, а не требуют ли родители хороших оценок за оплаченные деньги?
«Нет, в нашей школе это исключено. Хотя, конечно, претензии к оценкам бывают, и мы разбираем каждый случай в отдельности», — говорит директор лицея «Данко» Татьяна Гордеева.
Другие директора поддержали это высказывание. По всеобщему мнению, в школах наблюдается примерно равный социальный уровень, который, например, нельзя соблюсти в муниципальных образовательных учреждениях, при этом ни школам, ни родителям учеников не выгодно искусственно занижать планку образования.
Квартирный вопрос
Удалось ли частным школам пережить экономический кризис? Каковы основные проблемы их развития? Интернет, к которому мы прежде всего обратились за помощью, отделался двумя стародавними статьями: одним хвалебным отзывом на форуме, оставленным то ли благодарной мамой ученика, то ли хитрым сотрудником школы, и открытым письмом директора гимназии «ЭСТУС» Людмилы Старокошко к президенту Медведеву. Директор жаловалась на то, что школу выселяют из помещения, которое она занимала 15 лет, и просила оказать содействие в продлении аренды без проведения торгов. Таким образом, основная проблема негосударственных школ — отсутствие собственных помещений — выяснилась сразу же. По словам Татьяны Гордеевой, лишь несколько негосударственных школ обладают собственным помещением, остальные его арендуют. У кого-то, как например, у школы «Азъ Буки Веди», что находится в Железнодорожном районе, это долгосрочная аренда сроком более 25 лет, у кого-то речь идет о нескольких годах. Отсюда вытекает целый комплекс проблем: арендная плата является основной статьей расходов НОУ (причем стоимость аренды муниципальной недвижимости, по словам директоров, практически сравнялась со стоимостью аренды коммерческой), школы вынуждены периодически менять помещения, что сказывается и на финансах, и на имидже, и на загруженности педсостава, и, главное, на учебном процессе. При этом школы, имеющие краткосрочную аренду, вынуждены каждый год проходить лицензирование, что также влечет за собой затраты труда и финансов.
«В 2009 году я писала письмо президенту Медведеву с просьбой помочь в продлении аренды без проведения торгов, — говорит Людмила Старокошко, являющаяся также председателем ассоциации директоров частных школ. — После этого проблемой заинтересовались в Государственной Думе. В закон «О защите конкуренции» была внесена поправка, согласно которой некоммерческие образовательные учреждения, так же как учреждения культуры, имеют право пролонгировать договоры аренды без торгов. Можно считать, что письмо выступило информационным сигналом».
Свободное плавание
Какие-либо преференции с точки зрения законодательства и властей для частных школ отсутствуют. Система налогообложения такая же, как и для других организаций. Специфика НОУ в том, что, являясь некоммерческими организациями, всю полученную прибыль они направляют на развитие учебного процесса. Нет льгот связанных с приобретением учебного оборудования, строительством, арендой, оплатой коммунальных услуг. Наоборот, по словам руководства школ, им периодически приходится сталкиваться с недоверием со стороны представителей власти.
«Если говорить о чиновниках, — отмечает директор школы «Эрудит» Наталья Яковлева, — то отношение к нам разнится. С одной стороны, есть люди, которые относятся к нам лояльно, с другой, встречаются примеры недоверия. Некоторые видят в нас конкурентов. При этом в городе действует масса всевозможных «центров развития», которые занимаются с детьми, зарегистрировавшись как индивидуальные предприниматели, и несут гораздо меньшую ответственность. Их никто не трогает и не проверяет, в то время как у нас идут постоянные проверки. Якобы мы неизвестно чем занимаемся и нас нужно вывести на чистую воду. Но, с другой стороны, повышенные требования не только со стороны властей, но и со стороны родителей способствуют высокому уровню качества образования».
«В начале этого года, — рассказывает Людмила Старокошко, — мы обратились к нашему мэру Михаилу Чернышеву с просьбой не повышать стоимость аренды в связи с кризисной ситуацией в экономике. Наша просьба была услышана. Содействие оказывает и министр образования области И. А. Гуськов».
«До 2005 года, — говорит Татьяна Гордеева, — в Федеральном законе «Об образовании» была статья, согласно которой негосударственная школа, прошедшая государственную аккредитацию, имела право на получение финансирования из бюджета, что позволяло покрывать часть расходов и развивать материальную базу. Теперь этой статьи нет».
В феврале 2010 года в Думе проходили парламентские слушания, по итогам которых в проект закона об образовании были внесены статьи, регулирующие финансирование НОУ из госбюджета, положение о выдаче бессрочных лицензий. Однако и здесь имеются свои минусы. Директора опасаются, что восстановление финансирования повлечет за собой усиление контроля расходования средств и вмешательством контролирующих органов в организацию учебного процесса.
Стратегия выживания
Экономический кризис нанес школам чувствительный, но не смертельный удар. Все они продолжили свое существование, несмотря на возникшие финансовые трудности.
«Мы сократили расходы на материально-техническую базу, — говорит завуч школы «Азъ Буки Веди» Елена Чуприна, — в этот год мы покупали меньше компьютеров и немного сократили премии. Главной целью стояло не допустить значительного увеличения платы за обучение, чтобы сохранить имеющийся контингент учеников».
«Прошедший год был очень тяжелым, — признается Наталья Яковлева. — Хотя главной проблемой для нас был не сам кризис, а вынужденный переезд и выросшая в два раза арендная плата. Пришлось сократить расходы на обеспечение образовательного процесса и фонд заработной платы.
По словам Татьяны Гордеевой, по причинам, напрямую связанным с кризисом, то есть, с невозможностью оплачивать обучение, из лицея «Данко» ушло всего два человека, гораздо большей проблемой был поиск нового помещения для школы и затраты на переезд.
Кризисная ситуация вынудила администрации школ пойти на введения целого комплекса льгот по оплате, которая колеблется в районе 7-10 тыс. руб. в месяц: от 50% скидки за обучение второго и третьего ребенка в семье до дифференцированной оплаты в зависимости от количества времени, проведенного учеником в школе, питания и т.п. По словам Людмилы Старокошко, в их гимназии в качестве антикризисной меры пошли даже на предоставление отсрочки по оплате за обучение, на срок от нескольких месяцев до года.
Перспективы развития
Как уже отмечалось, главное достоинство частной школы — малокомплектность и высокий уровень подготовки педагогов. Однако в этом достоинстве заключается и основной предел их количественного роста. Частная школа не должна гнаться за большим числом учащихся, так как в этом случае теряется основное конкурентное преимущество — индивидуальный подход к каждому ученику.
Наиболее оптимальный путь развития негосударственного образования — увеличение числа школ. Однако за последние восемь лет в Ростове не открылось ни одной новой частной школы. Здесь можно выделить две основные причины. Первая — частное образование по карману далеко не каждой семье и есть вероятность, что большинство тех, кто хотел устроить своих детей в частную школу, это уже сделали, а текущая экономическая ситуация не способствует росту численности среднего класса.
Вторая причина — трудности, с которыми приходится сталкиваться при создании новой частной школы. Основная масса школ была открыта в девяностые годы, на волне реформ в образовании, всплеска предпринимательского энтузиазма и общей нестабильности. Сейчас создать школу с нуля гораздо тяжелее, что объясняется как текущим экономическим положением, так и наличием институциональных барьеров. Чтобы преодолеть их, нужны недюжинная энергия и энтузиазм, которые не у всех есть и не обязательно окупятся. Можно предположить, что в ближайшие годы ситуация не изменится.
Возврат к списку
|