Александр ЧЕКАРЕВ, заместитель председателя подкомитета удаленной торговли Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ:
– Основной тренд развития индустрии удаленной торговли – формирование отраслевых стандартов. Их разрабатывают и поддерживают отраслевые ассоциации. Например, Ассоциация прямых продаж России еще в 2009 году разработала этический кодекс, устанавливающий правила игры и работы добросовестных компаний с потребителями и партнерами. Во многом благодаря кодексу, например, за 2010 год на компании-члены АПП не было подано ни одной жалобы в органы по защите прав потребителей. Возможно, сегмент интернет-торговли и вендинг возьмут на вооружение эту хорошо зарекомендовавшую себя практику.
Петр СМОРОДИН, председатель комитета по малому и среднему бизнесу ТПП РО:
– В удаленной торговле, в частности, в прямых продажах, находит себе применение активная часть населения. Такая ситуация благоприятно сказывается не только на перепродаже товаров, но и на их производстве. К сожалению, пока в эту отрасль никак не вовлечены товары местных производителей. Но мы намерены продвигать в областной администрации идею продажи фермерской продукции — в частности, молока. Мы предлагаем осуществлять его реализацию через торговые автоматы.
Ольга СТОРОЖЕВА, начальник отдела координации торговли департамента потребительского рынка Ростовской области:
– Мы очень ждем появления федерального закона, регулирующего удаленную торговлю, так как это поможет решить большое количество проблем, связанных с недобросовестностью некоторых игроков. На сегодняшний день, как мне кажется, можно выделить две основных проблемы: техническая проблема и проблема отсутствия регламентации вопроса о защите прав потребителей. Первая связана с недостатком инфраструктуры, вторая же с «непрозрачностью» рынка удаленной торговли. У потребителей недостаточно информации о качестве продуктов и лидерах среди производителей.
Елена КОЖУХОВА, заместитель начальника управления государственной службы занятости населения Ростовской области:

– Мы заинтересованы в том, чтобы компании прямых продаж нанимали своих дистрибьюторов на работу, платили зарплату, обеспечивали социальные гарантии. Торговля дает нам более 11% всех вакансий, но каждая вторая предлагает непривлекательный для горожан оклад — от минимальной зарплаты до прожиточного минимума.
Александр АНТОНОВ, специалист департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области:
– Сегодня существует много форм поддержки развития сегмента удаленной торговли. Это обусловлено тем, что, по статистике, около 70% предпринимателей заняты именно торговлей. Чаще всего это территории моногородов, таких как Гуково, Зверево.
Юлия УРАКЧЕЕВА, региональный руководитель по связям с общественностью компании Amway:
– Важно, чтобы прямые продажи как подвид дистанционных продаж статистически учитывались государством, чего пока нет. Компании прямых продаж дают людям возможность заниматься бизнесом с нуля, то есть генерируют не вакансии, а самозанятость. По оценкам АПП, в России в прямых продажах занято около 4,4 млн человек. С Amway только в Ростовской области сотрудничают около 27 000 дистрибьюторов. Те из них, кто реально строит бизнес, регистрируются и платят налоги как ИП. Мы заинтересованы в повышении уровня их бизнес-знаний и для этого организовали краткосрочные курсы на базе одного из крупных российских вузов — РГТЭУ.