В ЮФО определены новые участники стипендиальной программы «Альфа-Шанс». Ими стали 10 первокурсников Кубанского государственного университета. Данную программу ОАО «Альфа-Банк» развивает около 20 лет. За это время из частной инициативы она превратилась в самый крупный в России проект адресной поддержки одаренных студентов и аспирантов. Подробности — в беседе с главным PR-менеджером Альфа-Банка Леонидом Игнатом.
Леонид Игнат родился 22 февраля 1968 года. В 1993-м окончил Московский государственный институт международных отношений МИД РФ. В 1993–1994 г.г. — референт Совета по торгово-экономическому сотрудничеству СНГ-США (бывший Американо-Советский Деловой Совет, основан в 1973 году). В 1994–1995-м работал в BBDO Moscow. 1995–2000 — партнер в АВ Image Strategic Communication. В 2000 году — вице-президент «Видео Интернешнл PR». 2000–2006 г. г. — директор дирекции по связям с общественностью и маркетингу компании «Ренессанс Капитал». С 2006-го — директор по информационной политике и связям с общественностью Альфа-Банка. Увлечения — чтение современной литературы, коллекционирование. По собственным словам Леонида, он любит прогулки по старой Москве и живет в обстановке XIX века.
- Минувшим летом, в рамках традиционного роуд-шоу, Вы, в беседе с ростовскими СМИ, подчеркнули один из принципов Альфа-Банка: «Мы не в силах помочь всему человечеству, но готовы помогать отдельному человеку». Почему для вас так важна именно адресная поддержка, а не благотворительность вообще?
Конкретика в благотворительности для нас всегда в приоритете. Поэтому Альфа-Банк содействует проектам, ориентированным, например, на помощь талантливой молодежи. В частности, с 1995 года реализуем стипендиальную программу «Альфа-Шанс». Цель — создание необходимых условий для поддержки талантливой молодежи, ее интеллектуального развития, а также содействия в профессиональной ориентации и продолжении образования. Программа является полностью благотворительной, поскольку стипендиаты не имеют перед Альфа-Банком никаких обязательств. Они отбираются среди самых выдающихся и талантливых студентов путем строгого трехступенчатого конкурса: портфолио, написание эссе и очное собеседование с представителями Альфа-Банка и ВУЗа. По итогам таких встреч принимается окончательное решение.
Первоначально стипендии выделялись только студентам и аспирантам Высшей школы экономики (в Москве, — ред.). Десятки, на наш взгляд, самых одаренных студентов ВУЗа, поступивших в результате конкурсного отбора, получали именные стипендии, по 10 тысяч рублей (каждый), в течение двух лет, включая каникулярный период. В 2013-м программа была расширена. Теперь такая возможность есть у учащихся десяти крупнейших вузов России. В их числе Санкт-Петербургский, Казанский, Дальневосточный госуниверситеты. На юге России в качестве партнерского вуза выбран Кубанский университет (в Краснодаре, — ред.).
- И для всех регионов сумма, которую вы выделяете в рамках «Альфа-Шанса», одинаковая? То есть, по 100 тысяч рублей в месяц на один вуз?
Для удаленных от двух столиц территорий эта суммы меньше. Каждый из студентов получает по 5 тысяч рублей, так как уровень жизни в Краснодаре или, скажем, в Казани гораздо ниже, чем в Москве и Петербурге. Вы правильно заметили «в месяц». Это, подчеркиваю, не разовая помощь одному-двум «отличникам». Это поддержка сотни талантливых ребят, которые не просто хорошо учатся, а еще и творчески себя проявляют, и говорят на нескольких иностранных языках. Они стабильно, в течение двух лет, получают от Альфа-Банка поддержку. И с каждым годом число наших стипендиатов растет.
- А вы интересовались, на что, в основном, тратятся эти деньги?
Конечно, мы интересуемся. Как правило, это оплата дополнительных курсов (например, английского), накопления на заграничную стажировку или приобретение книг, учебников. Но особенно мне запомнился (даже поразил) ответ Эльмиры, студентки из Казани. Она сказала, что небольшую часть этих денег отдает на благотворительность. И оказывается, 19-летняя девушка понимает то, что не могут (а зачастую не хотят) понимать более взрослые люди. Для Эльмиры доброе дело — это просто доброе дело. Потому что так захотела ее душа или сердце. Как угодно. А не для того, чтобы все говорили о том, какая она молодец или что это для нее «один из способов позиционирования, продвижения, рекламы».
Возможно, по отношению к частному лицу такое утверждение дико. Но применительно к нашему банку (да и другим компаниям) с подобным мнением часто приходилось сталкиваться. Многие СМИ к любому упоминанию организации относятся как к коммерческому и уверены, что за каждую ссылку надо платить. Доходило до смешного. Например, пишут о выступлении Петра Авена и подписывают просто: "Президент банка". Что и от кого они хотели скрыть?! Как будто в стране не знают к какому из банков имеет отношение Петр Олегович .
Например, мой клиент в 90-е коньяк Martell. Много лет под Ливерпулем проводит скачки. Они так и называются Martell Grand National. Телевидение это так и передает. И никто не страдает. Общество должно понимать: если крупная компания что-то хорошее делает, для людей, не надо стесняться говорить об этом. Иначе у компаний не будет стимула это делать. А не выиграют от этого ваши же зрители (читатели, слушатели).
Или еще пример. Один из центральных каналов давал сюжет об убийстве. Улица. Рекламный щит. Под щитом — мертвое тело. Информация на щите закрыта темными "кубиками". В Англии, в аналогичном материале заштриховали бы труп. Потому что в обществе должно быть как можно меньше негатива (либо он должен нивелироваться), а больше — хорошей, доброй информации. Даже если добрые дела совершают крупные и успешные компании.
- Но ведь есть мнение, что истинные благотворители те, кто больше делает и меньше говорит. Или вообще молчит. Из скромности, христианской морали, либо в силу иных установок и принципов...
Альфа-Банк, его владельцы делают немало. Гораздо-гораздо больше, чем знает об этом общественность. Например, Петр Олегович Авен — председатель наблюдательного совета Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Очень много участвует личными деньгами.
Мы выделили средства на восстановление знаменитого Русского павильона в Венеции (совместно с Министерством культуры РФ). Сегодня в этом красивейшем здании, построенном великим архитектором Щусевым в 1914 году, проходят выставки современного искусства и архитектурные биенале.
Альфа-Банк участвовал в реставрации Каслинского павильона в Екатеринбурге. Оказывает благотворительную помощь музеям в Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Петербурге, Перми и многих других городах. Отдельно хочу отметить наши всероссийские выставочные проекты: «Война на первых полосах» и «50 лет в космосе: летопись покорения». Вообще, крупные компании страны (не только "Альфа") очень много делают. Часто тратят довольно большие суммы. Так, в начале нулевых Росбанк отреставрировал арку генерального штаба, скульптуры коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Об этом никто не знает. Но они это сделали, потому что Владимир Потанин хотел это сделать.
И от таких «хочу» и «буду» лучше, достойнее становится наша жизнь. Даже больше. Некоторые из наших программ спасают жизнь.
Вот вы в начале беседы напомнили фразу: «Мы не в силах помочь человечеству, но можем помогать отдельным людям».... Более 10 лет назад Альфа-Банк стоял у истоков создания фонда «Линия жизни». Это — адресная помощь больным детям. Позже нашу инициативу подхватили и другие очень крупные российские компании, а сама программа вышла из-под «влияния» нашего бренда. Так вот, за 10 лет «Линия жизни» собрала 1 миллиард 300 миллионов рублей, что позволило спасти 7 тысяч детей.
Естественно, наша миссия не ограничилась инициированием программы. Помощь детям, больным, всегда была, есть и будет одним из приоритетов. Так, около двух лет назад акционеры «Альфа-Групп» (куда входит и банк) выделили 100 миллионов долларов для лечения детской эндокринологии. Это — очень серьезная проблема в России. Но это не только деньги (хотя сумма — солидная). На пресс-конференции (по случаю) вице-премьер правительства России Ольга Голодец, поблагодарив банк за участие, отметила важность рекомендаций наших специалистов по управлению специально созданным фондом. Чтобы выделенные средства пошли по назначению: на приобретение необходимого оборудования, подготовку врачей и так далее.
В 2013 году мы помогли Дальневосточной краевой больнице с приобретением инкубаторов для недоношенных детей. В Иркутске перечислили деньги региональному центру лечения детского туберкулеза.
Уже в этом году выделили средства, например, детской горбольнице Ульяновска на закупку четырех аппаратов размораживания плазмы крови. Это — и помощь медперсоналу, и сокращение времени на одну такую «процедуру». Ранее для ее осуществления применялся метод «паровой бани», что не совсем правильно.
Предмет отдельной гордости — передача в ЦГБ Ростова-на-Дону произведенного в США прибора видеоларингоскопа, который расширяет возможности анестезиологов-реаниматологов. Особенно в ситуациях, признающихся экстренными, когда перед операцией невозможно сразу ввести наркоз в
силу особенностей организма или характера заболевания. Показатель таких случаев (в зависимости от области медицины) от 3% до 18%. Выход — специальная манипуляция (интубация), которую и позволяет выполнять ларингоскоп. Причем, при непосредственном зрительном контроле врача, с выведением изображения на экран монитора. В итоге, уровень безопасности пациентов (и соответственно, результативность операций) в разы выше.
- Альфа-Банк — одна из немногих частных компаний страны, которая не только реализует масштабные благотворительные и спонсорские проекты, но и активно вовлекает в это сотрудников, стимулируя их к проявлению инициативы...
Почти девять лет у нас существует волонтерское движение. В его основе эффективные внутренние коммуникации, ежедневная работа благотворительного отдела банка и поддержка инициатив. Сегодня этот фронт представлен десятками регулярных акций помощи в разных регионах России, спецмероприятиями и ежегодным конкурсом на лучший проект. Он проводится в Альфа-Банке трижды в год. Принять участие в конкурсе может любой сотрудник банка или целый отдел, что, в свою очередь, служит другой важной цели — объединению людей в группы и привлечение к участию в движении новых сотрудников. Победители определяются путем голосования на внутреннем портале и получают от банка гранты на реализацию своих идей.
Наша задача выстроить коммуникацию здесь таким образом, чтобы сегодня сотрудник проголосовал за понравившийся проект, завтра — предложил свою идею, а послезавтра — отправился ее реализовывать. И, знаете, получается.
- Выходит, для вас, всей огромной команды, помогать также естественно, как ходить, дышать, жить?
Еще и развиваться. Не только нам. Всему обществу. Чем больше у нас будет положительных примеров, тем станет лучше. И за крупным бизнесом, как основным благотворителем, потянется средний. И СМИ будут лояльней к этим фактам. Именно, как к помощи, поддержке, чему-то духовному. Не как к одному из способов продвижения бренда.
Знаете, после кризиса 2008 года я общался с коллегой из Chase Manhattan. Он рассказал об их колоссальной программе в Нью-Йорке — помощи местным общинам. В частности, строили в неблагополучных районах баскетбольные площадки. И вообще много чего делали. По TV (причем, разным каналам) шли сюжеты, с благодарностью финансовой группе за то, что она делает. Понятно, что в России капитализм только строится. И, все же. Уверенность некоторых в том, что любая позитивная информация должна стоить денег, — неконструктивный путь. Общество должно стать щедрее. Если кто-то что-то делает нормально, дает деньги, помогает детям (поддерживает таланты, здравоохранение, культуру и т. д.), то об этом можно (и нужно) говорить. А не только в том случае, если высоко сидящему редактору телеканала позвонят из еще более высокого начальственного кабинета и попросят сделать сюжет.
Надо не только брать. Надо еще и уметь отдавать. Тогда, уверен, и позитива в нашей жизни будет гораздо больше.
Беседовал Андрей Бакеев