Алексей Субботин, финансовый директор
ООО «Висма Люкс», на протяжении нескольких лет курирует факторинговое обслуживание в компании. «Висма Люкс» — официальный дилер завода . Компания занимается поставками питьевой воды таких известных на российском рынке марок, как «Архыз», «Вера», VITA, «Ессентуки».
— Как давно Ваша компания ведет бизнес в Южном регионе? Каковы масштабы деятельности Вашего бизнеса?
— Компания была организована в 2000 году, и первое название — «Аква Мир». Сразу началась активная экспансия на юге России. Позже компанию переименовали в . В 2002 году была организована компания . Но уже с 2007 года руководство двух компаний решило объединить два бизнеса в один торговый дом — для сокращения издержек, повышения качества административного ресурса. И чтобы все было прозрачно и контролируемо. Теперь мы обслуживаем весь ЮФО, СКФО, южную часть ЦФО, и нам подотчетна Украина. В Украину мы вошли только в прошлом году — пробуемся, продукт для рынка достаточно дорогой. Уровень жизни, к сожалению, в Украине ниже, чем в РФ, поэтому мы стоим на уровне элитной продукции. Торговый дом сейчас генерирует более 30% выручки холдинга и идет вторым по объему вклада среди всех торговых домов, сформированных по принципу территориального объединения.
— Какие инструменты финансирования Вы используете для развития Вашего бизнеса?
— Овердрафт, кредитные линии, обычный кредит и факторинг. Обычные кредиты мы берем под покупку транспорта и оборудования. Для оперативных нужд компании мы используем кредитные линии в банке или овердрафт от оборота. Для финансирования поставок с отсрочкой платежа используем факторинг.
— Как давно Вы стали использовать факторинг?
— Факторинг был внедрен в конце 2007 года. До конца 2008 года мы работали с «Промсвязьбанком», но по определенным причинам расторгли договор с данным фактором и передали оборот в Национальную факторинговую компанию (НФК). Работаем до сих пор, на протяжении нескольких лет.
— Как появилась идея использования факторинга?
— Мы, как «сезонная» компания, в низкий сезон начинаем испытывать трудности с платежами от дистрибуторов — холодной погоды на нашу продукцию спрос, естественно, падает. Нашим дебиторам становится все тяжелее с нами расплачиваться, потому что денег с рынка поступает все меньше. Дистрибуторы начинают задерживать платежи — растет просрочка по дебиторской задолженности. Чтобы этого избежать, мы обратились к факторингу и поняли, что в данной ситуации это идеальный вариант. В итоге начали получать деньги сразу, перестали платить своим поставщикам 3% за предоплату, тем самым уменьшив расходы на закупки. Используя факторинг, за который, естественно, приходится платить, мы теперь в существенном плюсе.
— Какова была ситуация на рынке, когда Вы приняли решение об использовании факторинга? Имела ли влияние эта ситуация на принятие решения?
— На тот момент ситуация в стране была стабильной, без катаклизмов, по крайней мере что касается нашего рынка. Единственным влияющим фактором для нас была и есть сезонность. Была другая ситуация, скорее внутренняя. В 2007 и 2008 годах компания «Висма Люкс» сама оплачивала логистические издержки. Транспортные компании требовали оплату за свои услуги, мы в свою очередь обязаны были производить ее своевременно. Мы же дисциплинированные контрагенты. При определенном размере задолженности транспортные компании перестают давать машины — возникают перебои с логистикой. Это приводит к недопоставкам, к пустым складам у наших дистрибуторов — это же продажи, выручка, прибыль, в конце концов! Чтобы решать этот вопрос оперативно, пришли, опять же, к факторингу.
— Кого назначили в Вашей компании ответственным за внедрение факторинга в бизнес?
— Если говорить о принятии решения о факторинге, то выбор делал, конечно, директор компании по согласованию с собственником бизнеса. Сейчас работа по факторингу возложена на отдел внешней логистики. Все документы по отгрузке проходят именно через этот отдел. Соответственно, им легче и оперативнее работать.
— Возникали какие-либо затруднения при внедрении факторинга?
— У нас люди достаточно гибкие. Ситуация меняется постоянно, необходимо меняться вместе с рынком. Со стороны сотрудников даже не возникло лишних вопросов, когда пришло время внедрять факторинг — все службы быстро нашли взаимопонимание. С точки зрения технического внедрения факторинга вопросы возникали только с первым фактором. С НФК проблем совершенно не было, даже сложно себе их представить. Сотрудники НФК и наши сотрудники приложили максимальные усилия, чтобы факторинг заработал идеально.
— Какой продукт Вы выбрали для себя? Почему?
— Мы выбрали «Факторинг с регрессом». Он отлично нам подходит. Большинство дистрибуторов, с которыми мы работаем, являются нашими скорее партнерами, нежели покупателями. Мы вместе несем затраты по входу на рынок, по стимулированию торговых команд Мы доверяем своим дилерам и верим в то, что до «регресса», до возврата денег дело не дойдет. Поэтому нам интересны не столько гарантии, сколько именно финансирование поставок. Ведь наша цель — непрерывное пополнение оборота денежными средствами. Для нашего развития это важно.
— Какие задачи решает факторинг? Как факторинг влияет на бизнес-процессы Вашей компании?
— Основная задача — пополнение оборота денежными средствами. Факторинг нам здорово облегчает ежедневную жизнь, потому что, отгружая своим дистрибуторам и имея, соответственно, график своих платежей, мы спокойно планируем ежедневные платежи до копейки. Здесь мы, финансисты, балдеем от своей работы.
— Каковы результаты деятельности компании от работы по факторингу? Что Вам дает факторинг?
— Основной результат для нас — лояльность дистрибуторов. Мы получили возможность предоставлять своим дебиторам отсрочку больше, чем могли это делать до работы по факторингу. Например, дистрибуторы на побережье Краснодарского края — это совсем другой тип дистрибуторов. Они избалованы контрактами, потому что побережье в сезон — это «золотое дно». Это гораздо большее количество конечных покупателей, более высокие цены. Поставщики предлагают покупателям товарные кредиты, финансирование складов И здесь факторинг помог — мы не потеряли своих позиций, потому что увеличили отсрочку платежа с 21 дня до 45 дней.
— Расскажите про электронный документооборот: сталкивались ли Вы ранее с такой опцией?
— Очень удобно. Исторически получилось так, что НФК первая и пока единственная предложила нам качественный электронный документооборот. Кстати, это было одним из определяющих факторов при выборе факторинговой компании. Когда мы сотрудничали с предыдущим фактором, возникало много проблем с документами. Товар достаточно разнообразный, поэтому были разногласия по остаткам, и далее все это приводило к тяжелым сверкам с фактором. Ситуация была такова, что финансирование уже давно ушло, накладная одна у дебитора, затем следующая. В итоге он оплачивает поставку не по той накладной. Одним словом, большая путаница. Мы начинаем рвать на себе волосы и доказывать, что именно надо сделать и внести изменения. Очень тяжело это проходило. Сейчас этот вопрос решен.
— Почему НФК?
— Скажем так: не совсем дешево, но очень удобно. Регистрируя документы, сегодня же получаем финансирование. Многие другие компании, с которыми мы общались, предлагают нам минимум 3–5 дней на финансирование. У некоторых могло затянуться до недели. Это не совсем то, что мы хотели. от платного финансирования ждешь больше комфорта и удобства. Мы хотели легкой и непринужденной работы по факторингу. Для нас главное — это ежедневное планирование финансовых потоков. И если мы сегодня регистрируем накладную, то через 3 дня деньги нам могут уже не понадобиться. Они могут нам понадобиться завтра. К сожалению, исходя из нашей деятельности, нам необходимо производить оплату поставщику «сегодня и сейчас». Поэтому НФК.
ЗАО «Висма»«Юнион-Трейд»ООО «Висма Люкс»т. к.из-заи т. д.и т. д.Все-таки