С 1 января 2012 в России официально вступят в действие новые правила техосмотра. Владельцы автомобилей, прослуживших не более трех лет, будут совсем избавлены от техосмотра. Для остальных процедура станет коммерческой.
С 2012 года право осуществлять техосмотр получат лишь автосервисы и дилерские центры, прошедшие аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
К 2014 году техосмотр полностью выйдет из-под контроля ГИБДД и ведомство лишится $2,2 млрд — так оценивается рынок техосмотра в России. Для Ростова, если умножить число зарегистрированных автомобилей на 2000 рублей — среднюю стоимость техосмотра, — эта сумма составит примерно 812 млн рублей. Новая система прохождения ТО призвана убрать с российских дорог аварийно-опасные развалюхи, ведь, по идее, страхователям станет невыгодно заключать договора с владельцами технически непригодного автомобиля, а застраховать машину без ТО невозможно. Кроме того, авторы нововведений рассчитывают нанести сокрушительный удар по коррупции в рядах ГИБДД, поскольку «покупка» талона техосмотра давно стала доброй традицией у россиян, и те самые два миллиарда долларов «рынка ТО» почти полностью оседают в карманах «оборотней в погонах».
Ростовские автосервисы затаились
Фактически, считают участники рынка, новые правила вступят в действие несколько позже. Документальное регулирование нового порядка пока еще очень несовершенно. В частности, на 20 ноября еще не утверждены правила аккредитации операторов техосмотра. «Потом окажется, что это задним числом будет принято, и кто-то останется виноватым», — заранее готовится к неприятным сюрпризам директор одного из ростовских автосервисов.
Уже определена плата за рассмотрение заявления о предоставлении аттестата аккредитации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.11.2011 № 912, стоимость составит 20 тысяч рублей плюс 10 тысяч рублей за каждый пункт технического осмотра. «Главная цель новой системы — создание рынка услуг по проведению техосмотра и развитие конкуренции в этой области, и плата за аккредитацию носит не заградительный характер», — убеждены в РСА.
Но участники рынка не рассматривают заявленную сумму как окончательную. По информации Федерации автовладельцев России (ФАР), официальный тариф, как обычно, подвергается спонтанным корректировкам:
«Страховые компании требуют от тех дилерских центров, которые хотят проводить технический осмотр, от 3 до 5 миллионнов за аккредитацию. Это взятка в чистом виде.
Такие случаи были в Кемеровской, Новосибирской области», — рассказал журналисту «ДелоРу» лидер ФАР Сергей Канаев.
Пока ни один из опрошенных нами ростовских автосалонов и дилерских центров не готов сказать, будет ли он предоставлять новую услугу. Операторы склонны ожидать, когда окончательно установятся условия и суммы. «Есть уже проект закона, есть предположения, но действующего механизма еще нет. Мы не можем сказать, нужно нам это или нет, пока не увидим требования, что нужно и сколько это будет стоить. Нам нужно две суммы знать: для конечного пользователя и что нужно для начала», — пояснил замдиректора СТО компании «Пихтин-авто» Вячеслав Скнарин.
Стоимость наугад
Множество вопросов остается и в части формирования тарифов техосмотра. Федеральная служба по тарифам уже опубликовала методику расчета стоимости — она будет варьироваться в зависимости от региона. При этом эксперты обращают внимание на то, что методика расчетов утверждена раньше, чем новые правила техосмотра, и должна быть откорректирована в связи с этим.
Минэкономразвития гарантирует автовладельцам, что стоимость техосмотра не превысит двух тысяч рублей. Но автовладельцы ждут роста неофициальных цен.
И даже обещание РСА аннулировать автосервису аттестат аккредитации из-за превышения официально установленного тарифа не внушает им

надежды. Автомобилисты ожидают, что механизм останется тем же: «Как-то все переустроится, но схемы будут такие же, поменяются только лица», — считает
автомобилист с 15-летним стажем Александр Дряев. Снова вступит в действие система «закрытия глаз» на те или иные несоответствия, а поскольку услуга станет коммерческой, можно ожидать повышения неофициальных тарифов.
«Сейчас талон ТО в Москве можно купить за 6 тысяч рублей с доставкой домой или в офис. В ближайшее время продавцы обещают поднять цену до 12 тысяч рублей за годовой талончик. Соответственно, цена в Ростове может подойти к отметке в 6000 рублей»,

— прогнозирует
координатор по работе с региональными представительствами объединения «Автоюрист» Анна Резниченко.
Автомобилисты уверены, что новые правила спровоцируют автосервисы на злоупотребления, появится возможность навязывать владельцам машин дополнительные услуги. Ведь автоцентр может отказать в выдаче паспорта ТО, пока не устранены все выявленные недостатки. А при желании таких «недостатков» в машине можно найти сколько угодно. «Уже и сейчас в автосервисах заставляют мастеров-приемщиков, чтобы они клиента „причесывали“ на то, чтобы провести еще дополнительные технические работы», — говорит автовладелец Роман Зелененко.
Будет ли конкуренция в Ростове
По замыслам инициаторов новой системы техосмотра, бороться со злоупотреблениями в среде автосервисов можно только с помощью конкуренции. Правила предполагают, что автовладелец может отказаться от техосмотра на любом его этапе, если ему навязывают лишние услуги, и обратиться в другой автосервис. Но автовладельцы считают, что конкуренция не станет панацеей, поскольку и цены, и сервис будут примерно одинаковыми повсеместно.
Сейчас трудно даже примерно прогнозировать, сколько автоцентров будут предоставлять в Ростове услуги техосмотра на коммерческой основе,
но эксперты считают, что дефицита сервиса не будет, равно как и конкуренции. Часть этого рынка займут сегодняшние поставщики услуги на новых основаниях. «Сейчас МВД передает в РСА сведения о действующих пунктах инструментального контроля, они будут автоматически внесены в реестр операторов ТО в конце декабря», — сообщает пресс-служба РСА. После 2014 года, предполагают автомобилисты, сегодняшние пункты техосмотра ГИБДД продолжат предоставлять услугу, но уже на коммерческой основе. «Я уже наблюдал, как начальник ГИБДД открыл ИП и сделал станцию техобслуживания по техосмотру рядом с ГИБДД», — рассказывает Роман Зелененко. По его мнению, реформа не принесет эффекта, а только повысит финансовую нагрузку на автомобилистов: «Там „наверху“ уже все знали, свои люди к этому подготовились, и по принятию закона у них будут пополняться карманы». Скрытые мотивы новых правил ТО многим уже очевидны и вызывают сильное раздражение. «Я думаю, что в конечном итоге это просто передел собственности», — говорит Сергей Канаев.
Глас народа
Разочарование автомобилистов во многом связано еще и с тем, что техосмотр для физлиц вообще не отменили, хотя надежду на это дал сам президент страны Дмитрий Медведев, когда на целый год ввел фактический мораторий на ТО. И ФАР, и большинство автовладельцев считают, что это было бы разумным решением. «Даже Украина отменила ТО, поскольку признала факт коррупционной составляющей при совершеннейшей бесполезности», — говорит Анна Резниченко. Эксперты считают, что сохранение ТО для рядовых автовладельцев России в очередной раз демонстрирует нежелание властей бороться с коррупцией на деле, а не на словах. «Наша власть, как и всегда, формирует законодательство на основе „пожеланий“ определенных лиц», — убеждена Анна Резниченко.