В Донском парламенте идет работа над Законом «О туристической деятельности». Депутаты ЗС Ростовской области решили взять на вооружение опыт Санкт-Петербурга, как наиболее успешный с законодательной точки зрения и результативный — с исполнительной. Подробности — в интервью директора Конгрессно-выставочного центра «ВертолЭкспо», депутата заксобрания от «Единой России»
Сергея Шамшуры.
- Сергей Александрович, на ваш взгляд, какие основные проблемы сегодня переживает донской туризм?
- Есть золотое правило в бизнесе: надо усиливать свои сильные стороны и нивелировать слабые. К сожалению, пока туристическую сферу Ростовской области трудно причислить к ее сильным сторонам. Данная отрасль донской экономики не относится к приоритетным. В отличие, например, от соседнего Краснодарского края, где туризму исторически уделяется очень серьезное внимание и ежегодный поток приезжающих в 13 раз выше, чем у нас. У нас никогда не было особо большого потока туристов. Поэтому, на мой взгляд, и внимание к отрасли со стороны органов власти небольшое. В полном соответствии с той долей, которую туризм занимает в валовом региональном продукте. Конечно, есть планы, проекты развития гостевой инфраструктуры и целых туристических направлений. Однако подавляющее большинство этих «прожектов» так и остается на уровне декларации.
- И что в этой ситуации можно сделать? Превратить туризм в приоритетную отрасль и все силы и средства направлять на ее развитие?
- Туризм во всем мире относится к числу быстро растущих отраслей и вполне заслуживает, чтобы быть в приоритете. Выше поток приезжающих (не беженцев) — больше поступлений в казну. Кроме того, туризм способствует развитию не одного, а сразу нескольких бизнес-направлений. Например, HoReCa, индустрии развлечений, гостиничного бизнеса, наконец. Что в рамках подготовки региона к Чемпионату мира по футболу 2018 года становится все более актуальным. Так что, уделять внимание туризму, безусловно, надо. Особенно въездному.
Определенные попытки в этом направлении делаются. В частности, в муниципальной программе определены девять направлений развития туристической отрасли. Хотя, на мой взгляд, это чересчур много. Девять видов — это распыление внимания между значимыми и не значимыми направлениями. Значимые виды те, что имеют потенциал для роста. А что у нас? Если в год 10 человек приехало и прокатилось на катере, нельзя говорить, что у нас развит водный туризм. Или туризм событийный, который у нас вполне мог бы развиваться, но пока почему-то этого не происходит. Например, когда прилетаешь во Франкфурт, то уже в аэропорту получаешь брошюру, в которой перечислены все фестивали, шоу, концерты и другие события на текущую неделю. Есть выбор и не приходится ломать голову, как провести вечер или скоротать ближайший уикенд.
По большому счету у нас более-менее развивается лишь один вид туризма — деловой. Вот статистика: из 1 миллиона человек, которые в 2013 году посетили Ростовскую область, более 65% приходится на лиц, посетивших регион с той или иной бизнес-целью. Давайте усиливаться здесь. Есть проект создания в Ростове конгрессного бюро, но почему-то он до сих пор не реализован. Зато на некоторые виды туризма мы начинаем обращать пристальное внимание уже когда они сами по себе, стихийно начинают развиваться. В частности, на Азовском побережье развивается рекреационная зона с экстремальной составляющей, куда приезжают любители покататься на волнах со всей России. Но в регионе нет программы, направленной на развитие этой территории. Программы, в которой было бы четко прописано сколько человек в год мы хотим сюда привлечь и каковы будут темпы прироста, за счет чего (мероприятий, инфраструктуры, технологий) они будут обеспечены. А ведь абсолютно все, любое серьезное дело, начинается с определения четких целей и постановки реальных задач. Прирост туристского потока на уровне 2% в год, определенный в региональной программе развития отрасли до 2020 года, это ни о чем, на уровне погрешности.
- Вы не только руководите выставочным центром, одним из крупнейших на юге, но и являетесь представителем законодательной власти, который курирует туризм. Как говорится, вам и карты в руки...
- Естественно я, как депутат ЗС, понимаю, что в наших силах, и вместе с коллегами по парламенту делаем все возможное. В частности, разрабатываем проект Закона «О туристической деятельности Ростовской области». За основу взят опыт Санкт-Петербурга, на наш взгляд, наиболее результативный, в сравнении с другими регионами России. Смотрите, реализация питерской программы рассчитана на пять лет. За это время они ставят перед собой цель — увеличить в 2,5 раза турпоток, который там и так немаленький. При этом более чем вдвое увеличится и выручка: с нынешних 8 миллиардов рублей до 20 миллиардов. Понятно, у Ростова-на-Дону не такая богатая история, как у Петербурга, с его великолепными дворцами, каналами и памятниками. Но, с одной стороны, у нас тоже есть свои богатые традиции и аутентичность. Свой неповторимый колорит. С другой стороны, мир знает примеры, когда с нуля туристической Меккой становились огромные территории. Например, Сингапур: сегодня его посещают миллионы человек со всего мира. Здесь в самом центре строится трасса «Формулы-1» , расположено огромное колесо обозрения и другие современные достопримечательности.
- Питерский опыт привлек ваше внимание именно прозрачностью целей, указанных в местной Программе?
- Основными показателями развития туризма выступают поток туристов и выручка от их пребывания в регионе. А у нас, как я уже отмечал, оба показателя невелики. Очень сильной стороной питерской программы, я считаю, амбициозные показатели роста, которые успешно реализуются. Отталкиваясь от практики других регионов, мы стараемся принять на Дону Закон, который будет способствовать развитию туризма. Стараемся выстроить туристские приоритеты. Но прежде, по теории менеджмента, мы должны развивать наши сильные стороны. А, как я уже отмечал, из миллиона человек в год 650 тысяч — деловые туристы. Они, по статистике, тратят втрое больше обычных туристов. Поэтому этот вектор — самый приоритетный, потому что выгодный и перспективный.
- А какую роль в этом процессе может играть областное Правительство, как исполнительная власть? Регулировать по принципу «ручного управления»?
- Есть хорошее правило, из сферы благоустройства: где дорожки прокладывать? Ответ: «Посмотрите, где люди ходят, там и проложите». Рассмотрим на примере Азовского кластера. Стихийно он уже сформировался. Теперь надо взять его под свое крыло. Определить правила игры для бизнеса. Чтобы это побережье не застраивалось стихийно, как на Черном море — «гостиничка» на «гостиничке», а имело четкую концепцию. И кластер из стихийного превратится в современный курорт с экстремальной в хорошем смысле направленностью. Думаю, вот здесь решения Правительства региона могли бы четко работать. Установка — на развитие современной инфраструктуры: транспортной, инженерной и социальной, обязательства строить немаленькие объекты, не меньше определенной площади, с обязательным набором опций, сервиса и т. д. И тем, кто соответствует, давать возможность развиваться на выгодных для всех участников условиях. Словом, сделать все, чтобы этот кластер стал еще более привлекательным. В идеале — не только для российских виндсерферов.
- А как ваша программа учитывает развитие туризма в столице региона и его окрестностях?
- В законе как главные мы определяем те виды туризма, которые развиваются в Ростове-на-Дону. Поскольку турпоток в Ростовскую область не исключает турпоток в столицу ЮФО и в сам мегаполис, и в конгломерацию, где более 2 миллионов жителей; территории со своей историей и этнографией. Но надо понимать: Ростов это — муниципальное образование. И масштабная программа развития здесь индустрии гостеприимства ложится на плечи законодательной и исполнительной власти города, то есть, гордумы и мэрии. А это — огромный пласт. В этом нас убеждает, опять же, опыт Санкт-Петербурга.
- К Чемпионату мира-2018 в Ростове будет сдано много больших объектов, как спортивных, так и инфраструктурных. Позволит ли это повысить привлекательность города, да и области в целом, как центра туризма на юге России?
- Смотря какой из объектов иметь ввиду. Конечно, запуск Южного хаба прибавит нам веса. Для Ростовской области новый международный аэропорт — важный элемент инфраструктуры. Такой транспортный узел, безусловно, позволит вывести регион на качественно новый уровень и занять нишу в транзите «Европа-Азия», существенно разгрузив Москву. Вообще, аэропорты и вокзалы — визитная карточка города, округа, страны. Даже по отношению к Краснодарскому краю с запуском Южного хаба мы сможем доказать, что тоже являемся мощным, солидным игроком на юге. Со стадионом сложнее. Это будет региональное сооружение, рассчитанное только на нашего внутреннего потребителя. Окупаемость объекта — серьезная задача для владельцев. Она осложняется тем, что у нас совершенно не развит спортивный менеджмент. А спорт пока не выходит за рамки меценатства и спонсорства, поскольку он самостоятельно не умеет генерировать прибыль. Это не только в Ростовской области. Это, в принципе, во всей стране. И законы, которые принимаются как, например, ограничение продажи пива на спортивных сооружениях не способствуют заработку арен.
Во всем мире спорт на этом зарабатывает, на рекламных контрактах. В том числе и с пивными компаниями, которые (общеевропейская тенденция), в числе крупнейших спонсоров спортивных мероприятий и серьезных рекламодателей для спортивных сооружений. Отсюда вопрос: как, с учетом российских реалий, научиться зарабатывать, чтобы окупать современные спортивные объекты? Однако время еще есть. И, вполне возможно, что за четыре года появятся вполне жизнеспособные идеи.
Кроме того, к мундиалю будет строиться много гостиниц. И здесь, как я вижу, возможна еще одна серьезная проблема — их недозагрузка. Надо всем миром - власти и бизнесу взяться за решение непростой задачи: как к 2018 году создать стабильный туристский поток, чтобы обеспечить новым и действующим отелям стабильно высокую загрузку. Кстати, высокий поток туристов сделает востребованными не только гостиничные комплексы, но и спортивные сооружения, и все объекты гостевой инфраструктуры региона. И позволит окупиться каждому вложенному рублю.
Беседовал Вадим Андреев