29 июля инвестиционное подразделение «Альфа-групп» А1 выкупила 2 миллиарда рублей долгов шахтинского производителя керамической плитки «Стройфарфор», чем положило конец корпоративному конфликту
Лазаря Шаулова и
Леонида Маевского за право управлять компанией. Пользуясь этим символическим поводом, Бизнес-портал «ДЕЛОру» решил вспомнить основные вехи войны собственников.
Лазарь Шаулов ведет историю конфликта с 2008 года. «К тому моменту под моим 100% контролем находился не только «Стройфарфор» (с принадлежащим ему карьером и Маркинским кирпичным заводом), но была создана и группа «Юнитайл лимитед» (Воронежский керамический завод, завод по производству плитки в Санкт Петербурге ОАО «Кварц», торговая сеть – «Евротайл дистрибьюшен», Управляющая компания ООО «Юнитайл»).
Тогда «Стройфарфор» выпустил 26,42 миллиона квадратных метров плитки, но в 2009 производство сократилось на 22,4% до 20,5 миллионов говорит. Шаулов тогда оценил падение российского рынка примерно на 40%. «Случился мировой финансовый кризис, наши продажи катастрофически упали и остро встал вопрос реструктуризации задолженности компаний перед банками», - рассказывал он в интервью ДонИформБюро.
В том же году, продолжает Шаулов, он начал поиски инвестора, который мог бы взять на себя обязательства по части долгов, которым и стал Леонид Маевский и его компания «Бизнес Оценки».
«За его собственные деньги он собирался выкупить у банкиров долги всех моих компаний; стать новым кредитором моих компаний; сохранить бизнес компании целиком; рассрочить задолженность; снять все мои личные поручительства по кредитам; внести все выкупленные долги в капитал моего бизнеса и самому стать мажоритарным акционером «Юнитайл лимитед»; оформить соглашения по английскому праву», - заявлял Шаулов.
В 2011 году предприятия холдинга «Юнитайл» (в том числе и «Стройфарфор») начали собственное управляемое банкротство — таков был план по сохранению компаний и выводу из кризиса, Маевский на тот момент уже являлся партнером Шаулова. План был согласован с банками-кредиторами, которые уже предъявили холдингу исков примерно на 4,4 миллиарда рублей, из которых 3,7 миллиарда требовал Сбербанк.
Годом позже «Стройфарфор» и другие заводы холдинга заключили с кредиторами мировое соглашение. Из него следовало, что 3,7 миллиарда общего долга необходимо выплатить за четыре года, по нему была установлена ставка в 8% годовых.
Маевский тогда сразу заявил, что эти условия целиком его заслуга, так как «разговаривать с Шауловым от банков никто не хотел» — «он себя дискредитировал своим поведением». По его словам, Шаулов скрывался от уголовного преследования в Барселоне, «всем доволен и претензий не имеет».
Именно в том году Маевский получил контроль над двумя заводами, сырьевой и торговой компаниями «Юнитайла», в дальнейшем рассчитывая контролировать и «Стройфарфор». Его копания «Бизнес оценки» выкупила долгов холдинга на 606 миллионов рублей. Согласно соглашению, компания должна была конвертировать выкупленный долг в акции «Стройфарфора», но в документе не были прописаны обязательства Шаулова проводить допэмиссию, и Маевский акций не получил. В итоге Маевский стал владельцем всех предприятий холдинга, кроме «Стройфарфора», что и было его основной целью.
В октябре 2012 года Шаулов выступил с заявлением, что «Стройфарфор» не продавал и по-прежнему является его владельцем, а Маевский только партнер и управленец (гендиректор управляющего заводом ООО «Юнитайл»). Свое молчание он объяснил тем, что лечился за границей. Именно тогда конфликт стал публичным и получил широкую огласку в СМИ.
Шаулов сам придерживается иной версии событий. «План действий был таким: выкупить долги всех компаний, сохранить бизнес, снять мои личные поручительства по кредитам и внести все выкупленные Маевским долги в капитал «Евротайл дистрибьюшн». По его словам, это и было сделано — Маевский с партнерами стали владельцами кипрской Unitile Cyprus ltd, которая через цепочку компаний владеет кипрской Tresestrellas ltd, а той уже принадлежит «Евротайл», которая также владеет Воронежским керамическим заводом и неработающим «Кварцем», - говорил он.
«Нет ни одного документа, по которому я должен передать контроль над ОАО «Стройфарфор» господину Маевскому. Если бы такие были документы, они бы уже висели на проходной завода», - уверял Шаулов.
«Он хочет, чтобы я просто так пришел, решил его проблемы — я что, мальчик, что ли? - говорил в ответ Маевский. - Все было подписано, все были согласны. На человека (Шаулова) была закрыта уголовка, закрыты исполнительные листы. Мы дали кусок на жизнь — развиваться. Все это было сделано, чтобы он спокойно мог уехать. Он до отъезда сидел у меня, руки тряслись, говорил: «Меня закрывают, (президент Сбербанка Герман) Греф сказал — закрыть». Сейчас, видимо, (Шаулов) захотел еще денег», - комментировал конфликт Маевский.
В декабре 2013 года Шаулов инициировал отставку Маевского с поста гендиректора «Стройфарфора», что спровоцировало новую волну конфликта. Пока Маевский оспаривал решение в судах, была задержана очередная выплата по кредиту Сбербанку, и кредитор возобновил процедуру банкротства «Стройфарфора» в июне 2014 года. В начале июля Шаулов назначил новый менеджмент на предприятие, под руководством своего ставленника Илью Удовиченко, чем фактически отстранил «Юнитайл» от управления «Стройфарфором», конец конфликту положила именно сделка «Альфа-групп».
Эксперты говорят, что выкупившая долги «Строфарфора» А1 находится на стороне Шаулова. «Выкуп права требования только открывает дорогу к снятию обременений (наложенных на акции), но говорить об этом еще рано, предстоит большая работа. Для нас главное — получение контроля над процедурой банкротства», — рассказал предстваитель инвестора газете «Ведомости».
По его словам, выход из процедуры банкротства возможен только при удовлетворении претензий всех кредиторов, в том числе и компании Маевского «Бизнес оценки». «Если удастся удовлетворить требования Маевского, то выход из банкротства произойдет быстро, и это будет лучший сценарий для всех сторон», — заявили в А1, добавив, что все-таки не рассчитывают на быстрое завершение дела.