24 апреля депутаты Законодательного Собрания Ростовской области приняли новые
поправки в бюджет региона на этот год. Бюджет дефицитный - расходы превышают доходы на 14,5 миллиардов рублей, при чем расходы подросли еще на 3,5 миллиарда. Председатель парламента
Виктор Дерябкин тогда добавил, что не полученные запланированные 2,6 миллиарда рублей - средства, которые должны были принести бюджету пивные акцизы. Это фактически первые последствия закрытия местного завода Efes и сокращения производства на ростовской «Балтике».
Efes
объявил о закрытии своего завода в Ростове в конце прошлого года. Предприятие, которое работало с 2003-го (штат - 300 человек, объем инвестиций - 24,7 миллиона долларов США) не смогло дальше существовать в условиях «значительных сокращений объемов продаж пива в РФ на фоне повышения налоговой нагрузки и общего ужесточения регулирования отрасли».
Осенью о падении рынка заговорил и председатель совета Союза российских пивоваров, президент «Балтики»
Исаак Шепс. «Падение производства по итогам 2013 года может быть
больше 10%». При этом, прибыльность предприятий отрасли за период с 2010 по 2012 годы снизилась на 40%.
В августе прошлого года «Балтика-Ростов» также сообщил о падении производства на 5,4 миллиона декалитра за восемь месяцев. «Ситуация на рынке пивной продукции достаточно сложная: по итогам первого полугодия рынок сократился на 7,2%. И пострадали не только пивовары, но и их партнёры — производители тары, сырья, торговые точки. Государственная казна недополучила 820 миллионов рублей акцизов, — заявлял директор завода Борис Рыкунов.
Очевидно, что власти Ростовской области понимают противоречие между государственной политикой по сокращению потребления алкоголя (об эффективности которой здесь говорить не будем, это отдельный вопрос) и необходимости латать появляющиеся дыры в бюджете (иначе ими
займется Минфин).
«Пивоваренная отрасль — крупнейший плательщик акцизов в регионе, — говорил в средине апреля глава потребительского рынка области Андрей Иванов. — Наша же задача, сделать так, чтобы участники отрасли чувствовали себя максимально комфортно. Необходимо сохранить налоговые поступления и товарооборот в условиях госрегулирования».
Первой ласточкой в этой самой политики госрегулирования пивного рынка стало повышение акцизов: с 2009 по 2013 годы они выросли в шесть раз и почти сравнялись с крепким алкоголем (для пива крепость до 8,6% — 18 рублей за литр, выше 8,6% - 31 рубль, для водки - 500 рублей за литр спирта ). Следующий пункт - 2011 год, когда пиво на законодательном приравняли к алкоголю (ужесточение требований к складам, технический регламент и т.д.)
В результате, по словам исполнительного директора Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова, главное отличие РФ от развитых стран в том, «что у нас от (общего) объема поступлений пивные акцизы занимают 45%, а крепкий алкоголь — 48%, тогда как должен занимать не менее 80%». Включение пива в разряд алкогольных напитков он и вовсе назвал «губительным для отрасли».
C ним соглашается и управляющий по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям с регионе Юг компании «Балтика» Надежда Бережная. «В последние несколько лет в отрасли наблюдалось значительное повышение ставки акциза на пиво. Первым шагом было повышение ставки акциза на пиво в три раза в 2010 году. В целом, с 2009 до 2012 года ставка акциза на пиво увеличилась в четыре раза – с 3 до 12 рублей на литр. Закон предусматривал дальнейшее повышение акцизного налога на пиво: 15 рублей в 2013 году, 18 рублей в 2014 году, 20 рублей в 2015 году. Сегодняшнее соотношение ставки акциза между крепким алкоголем и пивом в России является несбалансированным. Соотношение ставки акциза на пиво и на крепкий алкоголь не должно быть менее один к трем. В Европе средняя ставка акциза на крепкий алкоголь в три раза выше, чем на пиво. В России это соотношение составляет почти один к одному». - заявляет она.
Подписанное 15 апреля соглашение между департаментом потребительского рынка Ростовской области, Союзом российских пивоваров и Некоммерческим партнерство «Объединение участников пивобезалкогольного рынка» в «Балтике» оценивают осторожно. «Мы рассчитываем на конструктивный диалог и совместную работу. Необходимо улучшать координацию усилий органов государственной власти и участников пивобезалкогольного рынка Южного федерального округа в целях дальнейшего укрепления прозрачной, цивилизованной и прогнозируемой бизнес-среды в регионе, которая будет касаться регулирования рынка пива в регионе», - говорит Бережная.
В неофициальных игроки называют политику местных властей попросту неудовлетворительной. «В других городах присутствия компания видит совсем другие результаты: нас поддерживают на местном уровне, есть информационное налоговое сотрудничество, власти понимают, что мы платим значительные отчисления в бюджет и не хотят терять заводы», - заявил источник в одной из компаний отрасли.
Появившийся прошлым летом слух о закрытии ростовской «Балтики» все еще может стать реальностью, пусть и не в ближайшее время. «Политика Carlsberg такова - они закрывают нерентабельные производства», - продолжает эксперт.
Для регионов, кажется, страшнее пойти против центра в его крестовом походе против алкоголя, чем потерять крупнейшего налогоплательщика. И если Ростовская область в прошлом году попала в группу низкодотационных регионов, то в уже в следующем может ситуация может измениться. Здесь будет полезно вспомнить о новомодном слове «федерализации» и что Россия - это все-таки номинально и есть федерация.
Гибкий подход к принятию законов, которые влияют на местный бизнес (еще один - недавний запрет продажи энергетических коктейлей с алкоголем, местная инициатива, но тоже в общем тренде) может стать тем самым путем к финансовой самостоятельности регионов, иначе 700 миллиардов дефицита субъектов в следующем году могут скоро показаться не самым плохим результатом.