К выходу в российский прокат долгожданного «Волка с Уолл-Стрит» портал «ДЕЛОру» подготовил список своих любимых фильмов о деньгах, бизнесе и успехе. Так уж вышло, что в него вошли только американские картины, но кому как ни янки знать в этом толк. Американская мечта, преследовавшая эмигрантов со всего мира - главный экспортный товар США в ХХ веке, а капитализм, как ни какая другая система, влияет на лицо современности. Природа успешного бизнеса и бизнесмена - ее пытались понять авторы, выбранных нами фильмов (клик на скриншоты ведет на трейлер).
«Citizen Kane» («Кражданин Кейн», 1941 год, реж.
Орсон Уэллс)
Картина, неизменно возглавляющая всевозможные списки «Лучших фильмов всех времен», опередившая свое время и задавшее золотой стандарт для целого поколения кинематографистов. 25-летный
Уэллс впервые развернул с ног на голову структуру повествования, взяв за точку отсчета финал (
Кейн умирает, пробормотав на смертном ложе загадочное слово). Молодой репортер изучая обстоятельства на первый взгляд обыденной смерти, вместе со зрителями, погружается в историю пути к успеху и огромному состоянию медиа-магната. Традиционно, считается, что
Кейн был списан со знаменитого
Уильяма Херста, но конечно, герой - куда более архетипическая и недосягаемая фигура. Образ «настоящего американца», и американской мечты, за которую приходится платить укрепится в кино надолго.
«The Godfather» («Крестный отец» , 1972 год, реж. Френсис Форд Коппола)
«За всяким большим состоянием кроется преступление» - цитата
Бальзака, взятая эпиграфом к роману здесь особенно уместна. «Крестный» является в некотором роде неформальным учебникам основам бизнеса: «ничего личного», искусство переговоров, здоровая и не очень конкуренция, «держи друзей близко, а врагов еще ближе», житейская мудрость на все времена.
Коппола, конечно, фильм снимал про семью, но тема денег там также важна. Герои
Пьюзо не желали подачек от властей или влиятельных господ и сами распоряжались судьбой. Рок и расплата не куда не делись и наглядней всего в последней части трилогии, это демонстрирует застывшее лицо
Майкла Корлеоне, на пике успеха, заглянувшего в бездну. «Крестный отец» дал новый толчок гангстерским сагам, открывавшим неприглядные стороны американского культа предпринимательства.
«Wall Street» («Уолл-Стрит», 1987 год, реж. Оливер Стоун)
Фильм, который обязательно попадает во всевозможные списки картин о бизнесе и деньгах и является и вне их признанной классикой американского кино. Инсайдерские сделки, брокеры, отношения наставника и протеже (скорее даже отца и сына), первые сотовые телефоны и деньги, которые здесь - главная движущая сила мира. Фильм превратил
Чарли Шина в настоящую звезду, а
Майкл Дуглас за роль
Гордона Гекко получил Оскар. Образ беспринципного дельца стал настоящей иконой для армией трейдеров по всему миру, надолго определив в массовом сознании мир акций и саму Уолл-стрит. Вторая часть получилась куда более блеклой и скромной. Главный смысл: «жадность - это хорошо» (главная мантра
Гекко), а кто не согласен - лучше держаться от бизнеса подальше.
«There Will be Blood» («Нефть», 2007 год, реж. Пол Томас Андерсон)
Мрачное и монументальное полотно о пути к богатству и власти.
Андерсон неторопливо раскручивает тему успеха человека, для которого в конце остается только один соперник - Бог (финал картины - именно об этом).
Дэниэл Пленью скупает нефтяные участки по всем США, постепенно выстраивая собственную империю, где не остается места больше никому. Великий
Дэниел Дей Льюс с черными как сама смоль глазами в одной из лучших своих ролей демонстрирует самую мрачную сторону личности на пути к большому состоянию. Мысль не новая, но исполненная на высочайшем уровне:
Бальзак опять прав.
«Cosmopolis» («Космополис», 2012 год, реж. Дэвид Кроненберг)
Неоднозначный и провокационный фильм о кризисе личном и финансовом, контроле и одержимость. Молодой миллиардер
Эрик Пакер разъезжает по Нью-Йорку в огромном футуристическом лимузине, нафаршированном электроникой, заключает сделки, строит прогнозы и пространно рассуждает о собственном успехе. Уверенная, первая взрослая роль
Роберта Паттинсона, который пытается показать кризис идей и вещей: для сегодняшнего (и завтрашнего) миллиардера нет абсолютных ценностей, а будущее есть только для заработка. Поражение и разорение
Кроненберг возносит как непременный и логичный финал жизни на земле.
«The Wolf of Wall Street» («Волк с Уолл-стрит», 2014 год, Мартин Скорзесе)
Опять Уолл-стрит, опять акции. Основанный на истории реального трейдера
Джордана Белфорта, красочный, смелый, модернистский фильм седого уже классика и настоящего патриарха американского кино получился удивительно свежим и молодым. Чрезмерно и нарочито избыточный во всем: трехчасовой хронометраж, горы кокаина, литры шампанского, вездесущие деньги, яхты, машины и абсолютный рекорд по количеству произнесенного с экрана слова «Fuck». Критики радостно признают «Волка» лучшим фильмом тандема
Скорсезе и
ДиКаприо и ставят в списки лучших фильмов года (в США он вышел еще в 2013-м) и видят в нем влияние самого
Рабле. Бизнес и деньги уже не приноят удовольствие, а голова и руки заняты только бесконечными тратами, которым, кажется, никогда не будет конца. Американской мечты уже давно нет - остался лишь миф, да и тот, того и гляди, исчезнет без следа.