Войти / Зарегистрироваться

Сколько можно ждать кризиса?

13.08.2013 12:09
Автор: Максим Худин

Добавить в закладки: 

Приближение кризиса обсуждается практически во всех отраслях экономики. Например, фондовики говорят о возможном снижении рынка акций более чем в два раза (от текущих уровней, до 500 по индексу РТС). Импортеры рассуждают о росте курса доллара, производители и розничные сети — о снижении покупательной способности и переключении на более дешевый сегмент. Банкиры — о снижении потребности в кредитовании. В макроэкономике идут разговоры о замедлении роста ВВП, повышении инфляции, падении цен на нефть и т. д. Все это, в нашем понимании, и есть — кризис. Однако мы забываем, что, возможно, это — начало нового бизнеса, направления инвестирования, открывающиеся возможности для слияний и поглощений, необычно новая внешняя среда, которая изменяется и открывает новые горизонты.

Из понятия «кризис» следует — что это состояние переходного периода, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы. Мы живем в период изменяющейся внешней среды и здесь очень важно самому научиться меняться и уметь изменять свой бизнес в этих условиях.

Советская экономическая модель была плановой: есть планы — нужно их выполнять. Модель ведения бизнеса при этом не изменялась вместе с окружающей средой. Была поставлена задача: выпекать 10 пирожков, несмотря на то, что продавалось только 5. Завод послушно выпускал 10 и каждый день 5 оставалось. Снижалась выручка, прибыль и возникал кризис. Кризис в том понимании, что существующие средства достижения целей становятся неадекватными текущей ситуации: люди не потребляют ДЕСЯТЬ пирожков, им достаточно ПЯТИ.

Нужно менять инертное отношение к ведению бизнеса и, если меняется окружающая среда, нужно меняться вместе с ней. Мы не можем изменить независимые от нас обстоятельства, но можем изменить себя и свои принципы ведения дел. Рассуждая о якобы предстоящем кризисе, нужно определить, чего мы больше всего опасаемся, и где может быть актуальный для нас риск.

Если мы опасаемся банковского кризиса, нужно разложить свои вклады по 700 000 рублей (которые защищены государством) между разными банками. Если мы опасаемся девальвации рубля — захеджировать свои валютные риски. Если опасаемся снижения рынка акций — продать акции. Если боимся обвала на рынке недвижимости — зачем инвестировать в недвижимость?! Хотя в последнем случае это не останавливает инвесторов: по данным РБК, в России побит исторический рекорд по вложениям в коммерческую недвижимость. Аналитики CBRE сообщают, что в первом полугодии в нашей стране объемам инвестиций в коммерческую недвижимость составил $3,8 млрд.

Финансовый кризис 2008 года заставил нас измениться. Снижение цен на нефть привело к девальвации рубля, от этого пострадали многие, кто брал валютные кредиты. Теперь многим знаком такой продукт как валютное хеджирование. Мы начинаем подстраиваться под изменяющиеся условия. Снижение покупательной способности населения заставило задуматься об агрессивном кредитовании собственного бизнеса. Чрезмерная долговая нагрузка и закредитованность до сих пор остаются проблемой для многих предприятий.
Снижение ставок по валютным депозитам в банках, заставляет обратить внимание на еврооблигации этих же банков, по которым ставка, как правило, выше.
В любом случае на любое изменение внешней среды необходимо изменение внутренней. Важно понимать в каких направлениях нас ждут изменения, и готовиться к ним заранее. Мы инертны и консервативны в своем мышлении. Все новое постигается методом проб и ошибок. В результате, итог не всегда положительный. Но это не говорит о том, что необходимо перестать изучать новые возможности, пользоваться новыми инструментами, открывать новые направления бизнеса.
В этой связи мне нравится ответ Стива Джобса, когда его спрашивали о результативности маркетинговых исследований для разработки новых продуктов Aple. Он говорил, что люди никогда не знают, чего они хотят, им необходимо дать новый удобный продукт, который они уже оценят, дать готовое решение. Нужно использовать новые возможности, изучать новые направления решения задач, менять средства достижения целей, которые становятся неадекватными.
Возвращаясь к Стиву Джобсу, хочется вспомнить успех его инновационных продуктов и провал Nokia, которая лишила себя всех шансов быть даже второй на рынке. Сделав ставку на свою бесперспективную операционную систему Symbian, в то время как конкуренты (Samsung, HTC и пр.) отказались от своих разработок в пользу универсальной и проработанной системы Android. Поэтому сегодня, как никогда, важно постоянно быть открытым ко всему новому, расширять горизонты своего мировоззрения….

Сегодня просто необходимо быть в курсе тех идей, возможностей и инструментов для заработка, для движения вперед, которые предлагает текущая действительность…

Еще каких-то 20 лет назад, в нашей стране не было альтернатив банковским вкладам. Поэтому население безропотно приносило свои накопления в Сбербанк и на этом процесс сохранения денежных средств заканчивался: по сути, население берегло деньги от самих себя, дабы не растратить честно заработанное на пустяки, а накопить на что-либо крупное. Я думаю, что каждый согласится с тем, что невозможно питаться ежедневно на протяжении нескольких лет одним и тем же набором продуктов. Например, макаронами с сыром. Это физически невозможно. Мало кому доставит удовольствие путешествие в одну и ту же «точку» 20 лет подряд. Так и в бизнесе…

Нельзя загнать бизнес в рамки одной единственной модели и ждать от него колоссальных прорывов на протяжении многих лет. Как бы это банально не звучало, нужны инновации в технологиях, в подходах, в бизнес-моделях, в финансовых инструментах. Невозможно стать вторым Джоном Рокфеллером, Романом Абрамовичем, Алишером Усмановым, продолжая использовать «старые проверенные инструменты». Эти люди, как никто другой, были открыты всему новому и не боялись пробовать что-то новое в угоду потенциально более высокому и в то же время призрачному доходу.

С этой точки зрения необходимо ждать не кризиса, а новых возможностей и быть готовым их использовать. Например, капитализация «Сургутнефтегаза» ($32,5 млрд) сейчас меньше, чем денежных средств на расчетном счете этой компании ($33 млрд. долл.), капитализация Rusal ($ 6 млрд) — меньше, чем стоимость пакета акций «Норильского никеля» на балансе Rusal ($ 6,5 млрд). Доходность еврооблигаций крупнейших государственных банков в два раза выше ставки по депозитам в этих же банках.

И последнее. Не стоит что китайское слово «кризис» состоит из двух иероглифов. Да, один из них означает «угрозу», но другой-то переводится, как «возможности». Подумайте над этим.

Максим Худин, директор ростовского филиала ООО "Атон"



Возврат к списку

реклама

аренда автоПрокат автомобилей в Ростове-на-Дону Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону от 900 рублей в сутки
carental.ru

сочи аренда автоАренда авто в Сочи Кабриолеты и автомобили бизнес класса на прокат в Сочи.
sochi.carental.ru
прокат авто краснодарАренда автомобилей в Краснодаре Аренда авто в Краснодаре без водителя от 900 рублей в сутки !
krasnodar.carental.ru
прокат авто анапаАренда автомобилей в Анапе Прокат авто в Анапе без водителя недорого от 1000 рублей !
anapa.carental.ru
прокат авто адлерАренда авто в Адлере Аренда авто бизнесс класса и кабриолетов в Адлере без водителя !
adler.carental.ru

реклама

новости статьи АвиаБилеты! конференции мероприятия выход в город