Ежегодно только государственные вузы нашей страны выпускают более одного миллиона тысяч молодых специалистов. Вчерашние студенты, выходя за двери альма-матер, автоматически оказываются безработными.
Многочисленные сайты о трудоустройстве пестрят объявлениями стартовых должностей, которые на поверку оказываются вакансиями продавцов-консультантов с минимальной ставкой. Каждое «приличное» предложение (по специальности) обязательно содержит строку «опыт работы от 1-3 лет». Перед выпускником встает принципиальный вопрос: где получить этот вожделенный опыт? Отвечают на него по-разному. Кто-то решает получить опыт работы заранее, параллельно с учебой. В такой ситуации приоритет зачастую отдается карьере, но образование будет уже неполноценным. Еще один вариант – после окончания вуза пойти на перспективную, но низкооплачиваемую должность и набраться опыта там. И если во времена СССР небольшие зарплаты компенсировались мощной господдержкой: подъемные, распределение, жилье, место в детсад, путевки в санатории, то сейчас такие привилегии светят только при переезде «в глубинку» и то не всем.
В свою очередь работодатели часто жалуются на отсутствие квалифицированных кадров. При этом (парадокс) отказываются растить их. Компании хотят получить сотрудника, готового приступить к обязанностям в день подписания договора. Тратить время на обучение – для российского бизнеса непозволительная роскошь. Лишь немногие отечественные компании принимают на профильную работу выпускников. Мне повезло, я, еще будучи студенткой 3-го курса, попала в КВЦ «ВертолЭкспо» на работу по специальности. Сначала на полставки, а затем и на полный день. В этом году я, наконец, стану дипломированным специалистом, имея за плечами двухлетний опыт работы. Я понимаю, что многое упустила в учебе, при этом приобретая практические навыки. Шла на это осознано, ведь без опыта работы выпускники никому не нужны.
Еще одна проблема образования – неверное распределение количества студентов необходимых специальностей. Согласно статистическим данным за последние 10 лет количество выпускников социально-гуманитарных и экономических специальностей выросло в разы. В этих областях наблюдается переизбыток кадров, в то время как в технической сфере ощущается острый дефицит трудовых единиц.
Проблема трудоустройства молодежи вытекает из многих причин. Одна из которых – откровенно низкое качество современного российского образования, не позволяющее выпускать полноценно подготовленных молодых специалистов. Набор дисциплин, образовательные программы, профессионализм педагогов (зачастую ни дня не работавших по специальности) оторваны от требований работодателей. Производственная практика, которая должна давать опыт работы (и опыт существенный, за время обучения студент практикуется около 4-х месяцев), зачастую оказывается фикцией. Компании, воспринимая студентов, как бесплатную рабочую силу, скидывают на них накопившийся объем работы (часто непрофильной), которую просто больше никто не хочет выполнять. В свою очередь, студенты, разочаровавшись, поступают так, как и остальные сотрудники компании – отлынивают. Такая практика не приносит никакой пользы и отображается исключительно на бумаге.
Всем совершенно очевидно, что без грамотных действий ситуация не изменится. Необходимо менять многое: корректировать учебные программы, нанимать лекторов – практиков, менять отношение работодателей и государства… Первый шаг к переменам – это плотное взаимодействие бизнеса и вузов. Только совместными усилиями можно вырастить из толковых ребят настоящих специалистов.