Войти / Зарегистрироваться

Бизнес рекрутинговых услуг оправился от кризиса

02.08.2011 08:08
Автор: Юлия Смолянова


Добавить в закладки: 
После кризиса рынок рекрутинговых услуг Ростова-на-Дону демонстрирует стремительный рост. Ключевые игроки внедряют дополнительные услуги, конкурируя с интернет-порталами и службами персонала компаний-заказчиков.

Тон на рынке задают федералы

Как отмечают эксперты, приход большого количества новых игроков на рынок рекрутинговых услуг происходил в 2008 году. Кризис смогли пережить не все, так как два с половиной года назад обороты большинства кадровых агентств упали практически до нуля. «Крупные агентства, которые оказывали еще какие-либо услуги кроме рекрутинга (консалтинг, расчет зарплат), достаточно комфортно пережили падение оборотов на рынке, выживая за счет долгосрочных контрактов. Они сократили численность персонала, но остались на плаву. Уже в третьем квартале 2009 года ситуация стабилизировалась, чему свидетельствует большая активность самих агентств на портале superjob.ru», — комментирует президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров.

На сегодняшний день эксперты отмечают существенный рост спроса, потребность в персонале увеличилась на 60%, вернулась на докризисный уровень и демонстрирует тенденцию роста. Объем рынка в 2010 году эксперты оценивают в $500 млн, и в нынешнем году он должен вырасти в денежном выражении еще на 15–20%.

На данный момент в Ростове-на-Дону насчитывается более 60 традиционных агентств и почти столько же интернет-порталов. Компании представлены федеральными (АНКОР, «AVANTA Consulting» «Метрополис», «АСА Персонал» и др.) и иностранными сетями (Kelly Services), а также местными игроками («Бизнес Сфера», «А5», «Профи», «Агентство Персональных Решений» и др.). Среди рекрутинговых порталов наиболее заметными являются Superjob.ru, HeadHunter, Rabota.ru.

Как отмечают эксперты, рынок в большей степени контролируют федеральные игроки благодаря собственным технологиям в сфере подбора персонала преимущественно для крупных торговых сетей.

С момента стабилизации экономической ситуации кандидаты вновь заявили о себе: условия на рынке труда, как и до кризиса, начинают диктовать те, кто ищет работу, а не те, кто ее предлагает. «Серьезное отличие нынешней ситуации от докризисной — даже высококвалифицированные кандидаты не могут позволить себе перерыв в работе и неспешный поиск нового работодателя. Опасения о нестабильности ситуации все еще остаются. Тем не менее, чувствуя свою востребованность, большинство работающих кандидатов все же готовы рассматривать предложения от других работодателей», — рассказала руководитель отдела рекрутмента кадрового холдинга АНКОР в Ростове-на-Дону Лидия Кутепова.

В последнее время на рынок стали возвращаться небольшие местные компании, деятельность которых отследить довольно сложно. «Я даже не знаю можно ли назвать компанией или игроком на рынке агентство, в котором работает один человек и ведет один-два заказа, никакой погоды они не делают. Реальное влияние на рынок оказывают четыре-пять местных компаний, и они известны давно», — отметила генеральный директор группы компаний по подбору персонала, кадровому и правовому консалтингу ГК AVANTA Consulting Ирина Швец.

Единственной возможной услугой подобных компаний является предоставление клиенту базы соискателей, информацию о которых чаще всего подбирают в Интернете. «В таких агентствах людей даже не показывают. Сотрудники проводят с соискателями собеседование только в телефонном режиме, проверки данных не производится, конечно ни о каком качестве речь идти в данном случае не может. От таких агентств порой страдает репутация бизнеса в целом», — рассказала директор компании «Профи» Елена Волкова.

Лидеры рынка расширяют спектр услуг

Компании, долгое время присутствующие на рынке, переориентируют свою деятельность, пополняя объем предостовляемых рекрутинговых услуг широким спектром дополнительных возможностей для клиента. «Мы стремимся к долгосрочному сотрудничеству, которое призван обеспечивать полный пакет услуг, требующихся заказчику. К кадровым услугам, консалтингу мы также добавили правовой консалтинг (трудовое и корпоративное право), что существенно увеличивает нашу конкурентоспособность. Прирост спроса у нас составил 60%, на мой взгляд на это повлияло все вместе — и рынок, и качество нашей работы, и, конечно же, появление новых услуг», — отметила Ирина Швец.

Крупные рекрутинговые компании предоставляют аутсорсинг, аутстаффинг, полиграф, лизинг персонала, исследования в области труда и заработных плат, юридические услуги. Мнения экспертов относительно того, какая из данных услуг пользуется среди ростовских предпринимателей наибольшим спросом, разнятся. Большинство отмечают, что наибольшую прибыль от дополнительных услуг приносит аутсорсинг и юридические консультации в спорных кадровых вопросах. В среднем же доля таких услуг составляет 10–20% от общей прибыли компании.

«Такая услуга как полиграф, не очень популярна, ведь она необходима тогда, когда требуется человек на вакансию, связанную с материальной ответственностью. Работодатели подстраховываются, проверяют есть ли у соискателя долги, склонность к алкоголю, азартным играм, воровству. Впрочем, у ростовских бизнесменов такой менталитет, в котором преобладает русский „авось“, и часто обращения бывают уже тогда, когда есть прецедент, хотя есть и такие компании, которые обращаются постоянно», — рассказала Елена Волкова.

Интернет-порталы создают конкуренцию избранным

Дополнительные услуги рекрутинговых компаний на сегодняшний день составляют имиджевую основу, без которой достаточно трудно конкурировать на рынке не только с традиционными игроками, но и с интернет-порталами. Однако, сайты в этом направлении также не отстают, предлагая часто в открытом доступе многочисленные исследования и статистические данные.

Впрочем, интернет-порталы занимают двоякое положение на рынке рекрутинговых услуг, ведь одни и те же сайты способны как создавать конкуренцию для кадровых агентств, так и поддерживать их. Особенностью рекрутинговых порталов в первую очередь является супероперативность (разместив вакансию, работодатель может закрыть ее уже через несколько часов), возможность поиска кандидатов в других городах, ежеминутно обновляемая база резюме, возможность вести прямой диалог с кандидатом прямо на интернет-площадке.  

«Благодаря функциональным возможностям сайта, работодатель может задать вопросы кандидату в письме, или попросить ответить на тестовые задания тут же в „режиме прямого репортажа“. Опытный менеджер по персоналу с первого взгляда может „прочитать“ портрет кандидата. Чтобы на вакансию не откликались все желающие получить работу, серьезные порталы по трудоустройству стараются внедрить „фильтры“, вылавливающие из резюме параметры, необходимые для данной вакансии. Это экономит время поиска и повышает эффективность подбора», — комментирует маркетолог сайта Rabota.ru Алексей Журавлев.

Таким образом, благодаря скорости обновления и большому потоку соискателей, традиционные агентства часто являются клиентами интернет-порталов, их же услугами пользуются отделы кадров компаний, предпочитающие осуществлять последующую проверку информации о кандидатах самостоятельно. Впрочем, руководители небольших предприятий, порой полагаются на собственный опыт и занимаются подбором персонала без чьей-либо помощи, пользуясь базой рекрутинговых порталов.

«Российский бизнес, несмотря на очевидное восстановление к середине 2011 года все еще придерживает бюджеты на расширение штата и очень осторожно относится к использованию ресурсов. Произошло ощутимое переосмысление политики в области управления персоналом. Если до кризиса крупный бизнес и некоторая часть среднего бизнеса практически все позиции передавали в кадровое агентство, то сейчас поиски сотрудника ведутся при помощи всех возможных инструментов, и, в первую очередь, своими силами», — рассказала Лидия Кутепова.

По словам участников рынка, профессиональным рекрутерам передаются в основном «сложные» позиции — поиск и подбор высококвалифицированных и редких специальностей — инженеров, территориальных менеджеров, руководителей проектов, бренд-менеджеров, менеджеров по работе с ключевыми клиентами и т.д.  

Для крупных рекрутингово-консалтинговых компаний интернет-порталы не являются конкурентами, поскольку комплекс работ, проводимых с целью подбора кадров, имеет различия. «Это разный бизнес, разные технологии. Интернет-порталы помогают в трудоустройстве тогда, когда нужны люди на массовые позиции. Рекрутинговые компании ведут штучную работу, наших соискателей практически не найдешь размещенными в интернет-пространстве. Поэтому конкуренции здесь никакой нет. Например, предоставлением психологической характеристики кандидата интернет-порталы похвастаться не могут. Конечно, рекрутеры сами иногда пользуются интернет-порталами, и можно сказать, что это в какой-то степени поддержка непосредственно для рекрутингового бизнеса», — комментирует Ирина Швец.

Объем рынка вакансий на ведущих рекрутинговых интернет-ресурсах в Ростовской области составляет 5 тыс. рабочих мест ежемесячно (в летние месяцы 2011 года). При этом традиционные игроки полноценного выхода в сеть не планируют, ограничиваясь созданием собственного имиджевого сайта. «Конечно, традиционные игроки, например газетные издания по поиску работы, выходят в сеть. Как поступила в свое время газета федерального уровня „Работа для Вас“, создав портал Работа.ру. Работали опытные менеджеры по продажам в разных регионах страны. Оставалось разработать, раскрутить, создать конкурентноспособный интернет-ресурс, на что потребовалось несколько лет. Другие примеры успешного выхода в сеть привести трудно, ведь все значительные ныне игроки изначально „затачивались“ на интернет- пользователя и грамотно продвигались», — рассказал маркетолог сайта Rabota.ru Алексей Журавлев.

Эти «гиганты» сейчас входят в топ поисковых систем рунета, их можно легко найти по ключевым запросам в Яндексе и Гугле. Все специалисты популярных ресурсов постоянно работают над улучшением и разработкой новых сервисов, что делает порталы еще более популярными и удобными для потенциальных клиентов.

Рекрутеры стали работать быстрее

Как отмечают эксперты, после кризиса рекрутинговым компаниям приходится работать намного быстрее, эту тенденцию диктует усиливающаяся конкуренция. «Сейчас достаточно сильно активизировался рынок труда и многие компании делают контрпредложения кандидатам. Скорость, с которой мы работали раньше, многократно увеличилась. Это такой рабочий момент, который на данный момент мы решаем и отрабатываем. Если раньше на побор персонала давалось больше времени, чтобы выполнить работу качественно, то теперь все происходит в драйве», — говорит заместитель генерального директора агентства персонала «Бизнес сфера» Оксана Губина. Кроме того, сами работодатели достаточно часто подстраховываются, устраивая так называемые «тараканьи бега», изначально обращаясь сразу в несколько агентств.

В агентствах, занимающихся подбором соискателей в узких сферах, предложение опережает спрос. «Мы занимаемся неквалифицированным персоналом, поэтому требований по образованию и опыту работы у нас нет. На сегодняшний день нехватка персонала — очень большая проблема. На рынке существует много предложений, и люди постоянно выбирают, куда им идти», — комментирует ведущий менеджер отдела заказов компании «Внешняя трудовая сила» Марина Матюшова.

В условиях ограниченности бюджетов и дефицита квалифицированного персонала бизнес использует различные схемы для того, чтобы привлечь и удержать ценные кадры. «Помимо „стандартных“ соцпакетов, которые уже вернули многие крупные компании и постепенно возвращает средний бизнес, частой становится практика „приведи друга“. Сотруднику, который привлечет друга или родственника, компания выплачивается денежное вознаграждение. Считается, что если работник прошел испытательный срок, принял ценности компании и корпоративную культуру, то его друзья в целом разделяют эти ценности, а значит — являются наиболее подходящими кандидатами. Подобная практика используется даже крупными компаниями и позволяет уменьшить затраты на подбор персонала», — отметила Лидия Кутепова.

Возврат к списку

реклама

аренда автоПрокат автомобилей в Ростове-на-Дону Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону от 900 рублей в сутки
carental.ru

сочи аренда автоАренда авто в Сочи Кабриолеты и автомобили бизнес класса на прокат в Сочи.
sochi.carental.ru
прокат авто краснодарАренда автомобилей в Краснодаре Аренда авто в Краснодаре без водителя от 900 рублей в сутки !
krasnodar.carental.ru
прокат авто анапаАренда автомобилей в Анапе Прокат авто в Анапе без водителя недорого от 1000 рублей !
anapa.carental.ru
прокат авто адлерАренда авто в Адлере Аренда авто бизнесс класса и кабриолетов в Адлере без водителя !
adler.carental.ru

реклама

новости статьи АвиаБилеты! конференции мероприятия выход в город