Войти / Зарегистрироваться

Есть молоко. Очередь — за овощами

13.03.2015 12:43
Автор: Александра Савичева

Добавить в закладки: 

На прошлой неделе состоялось вполне традиционное для донской весны событие — Агропромышленный форум юга России. Он проходил здесь в 18 раз, на площади более 7200 кв. метров и собрал 169 участников из 30 регионов РФ и пяти стран. Они представляли последние достижения техники и агрохимии, предлагали опробовать продукцию и изучить технологии. В рамках совершеннолетнего форума АПК работало и несколько дискуссионных площадок. Корреспондент «ДЕЛОру» побывала на одном из самых острых мероприятий — круглом столе «Продовольственная безопасность России: как обеспечить прорыв». Правда, ни к какому прорыву обсуждение в итоге не привело, а вся дискуссия строилась вокруг чисто гамлетовской дилеммы: быть или нет на Дону южно-российскому мегакластеру.

doc915889_371836295_1.jpg

Для относительно небольшого формата «круглый стол» оказался вполне представительным — в зале собралось около 30 человек. Все обсуждение, в принципе, строилось вокруг трех вопросов: возможно ли создание на юге России крупного сельскохозяйственного объединения (с финансовым, научным и технологическим центром в Ростовской области), что для этого необходимо и какова последовательность действий.

«Идея создания кластера состоит в том, чтобы предложить инвесторам большой инфраструктурный проект, который объединит несколько соседних регионов, — объяснил собравшимся Денис Ракша, основатель и управляющий партнер Компании экспертного консультирования «Неокон», выступивший в роли модератора. — Отдельный регион инвесторам не интересен, а вот несколько — более привлекательны. Причем нужно общее видение и понимание того, что это согласованная, консолидированная политика всего мегарегиона».

С этой, вполне очевидной мыслью, трудно было не согласиться. «Мысль простая: чтобы создать мегакластер, одной территории не хватит, — заметила управляющий МБКИ-ДОН Татьяна Литвинова. — Нужно объединение усилий. Нужно выработать консолидированную позицию в отношении с федералами, с инвесторами, единую программу и логику развития. Кроме того, нужно ликвидировать границы между регионами, как в Европе, решить вопрос диспетчеризации и логистики. И важно гармонизировать местное законодательство и правовую среду».

doc915889_371836248.jpg

И эта сентенция особых возражений не вызвала. Так, глава представительства Агентства стратегических инициатив в ЮФО Александр Хуруджи подтвердил, что на первом этапе формирования агропромышленного мегакластера необходимо начинать со строительства логистической инфраструктуры, а кроме того активно вести научную, технологическую и образовательную работу.

«На мой взгляд, при формировании инфраструктуры обычно происходит так: сначала строим, потом думаем, что делать, — иронично подметил представитель АСИ. —Первично же понять, какие конкурентные преимущества у региона существуют, и почему мы собираемся создавать мегакластер именно на территории Ростовской области, а не в Краснодарском крае. Второй момент: если эта инфраструктура нужна, тогда она должна быть окупаемой и оплачиваемой бизнесом. Иначе ее необходимо софинансировать, возможно, в рамках государственно-частного партнерства. Ведь окупаемость таких проектов может быть длительной».

Известно, что к ГЧП нужно подходить тщательно, с умом выбирая такие проекты, которые будут выгодны и бизнесу, и власти. Зарубежный опыт показывает, что такой «консенсус» не всегда возможен и государству порой легче (и выгоднее) самому решать вопросы, чем полагаться на милость корпораций.

«Например, в нашей стране практика показала, что в реализации инфраструктурных проектов гораздо выгоднее вообще не использовать государственно-частное партнерство, — признался руководитель отделения торгового представительства Венгерской Республики в Ростове-на-Дону Андраш Кадар. — Государству экономически выгоднее было выкупить построенную в рамках такого партнерства дорогу, чтобы не зависеть от окупаемости».

Впрочем, г-н Кадар не стал развивать мысль и не объяснил, во-первых, какое это имеет отношение к агропромышленной тематике, а во-вторых, почему, выкупив дорогу, государство не зависит от окупаемости. Ведь средства вложены, а, значит, за какой-то период они все равно должны быть «отбиты». Поэтому интересный пример почти повис в воздухе, а брошенная в аудиторию мысль так и осталась недосказанной и, отчасти, нелепой.

На землю (в прямом и переносном смысле) вернул исполнительный директор ООО «Консалтинговый центр «Фонд социальных проектов» Сергей Шнейдер, заметив, что у юга России безусловно есть потенциал к созданию в АПК крупного межрегионального объединения, но прежде надо «снизить конкуренцию между соседними регионами».

«Мегакластер не должен иметь территориальных границ внутри, припечатал Шнейдер всей тяжестью железобетонного аргумента. — То есть внутренней конкуренции должно быть меньше, но она должна быть глобальной конкуренция российского зерна, российской сельхозпереработки, российского животноводства».

Идея, безусловно, выигрышная. Правда, пока не ясно как воплотить ее технически. Особенно, когда два таких агропромышленных монстра, как Ростовская область и Краснодарский край постоянно меряются кто больше зерна собрал да молока надоил. И с каждым годом эта «битва регионов» слабее не становятся. И Дон, И Кубань стремятся быть первыми, лучшими, главными. Единственное, что сегодня действительно имеет право на перспективу, это идея создания специализированных кластеров, уже доказавшая свою жизнеспособность.

Так, один из руководителей ОАО «Региональная корпорация развития» Юрий Паршуков привел в пример недавно созданный на Дону молочный кластер. Он объединяет более 50 производителей и переработчиков. Аналогичный проект, со слов представителя РКР, рассматривается и для овощеводства.

«Самое главное — это сбыт, — подчеркнул Паршуков. —Проблема сбыта на сегодняшней день — основная. Мы сейчас работаем над созданием системы распределительных центров для оптовиков. Такая сеть для поставщиков овощей, мяса, консервации, круп и муки может стать драйвером (будущего) мегакластера».

Дискуссия закончилась. Эксперты поспорили (впрочем, не слишком жестко) и разошлись. Единственный позитивный итог круглого стола — единодушное решение участников обсуждения, что Ростовская область должна стать центром будущего сельскохозяйственного мегакластера. Центром, если и не административным, то уж по крайней мере «организационным, финансовым, научным, образовательным и технологическим». Желание — скромное, но интересное.



Возврат к списку

реклама

Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону от 900 рублей в сутки
carental.ru

Автосервис в Ростове, кузовные работы и покраска авто Малярно-кузовной ремонт, кузовной ремонт и покраска авто, ремонт двигателя и многое другое.
100avto.me
Аренда автомобилей в Краснодаре Аренда авто в Краснодаре без водителя от 900 рублей в сутки !
krasnodar.carental.ru


реклама

новости статьи АвиаБилеты! конференции мероприятия выход в город