Войти / Зарегистрироваться

Страховые выплаты рождаются в споре

25.10.2011 11:51
Автор: Елена Кукина

Добавить в закладки: 

«В России толком добровольного страхования нет. Все любят защиту, спокойствие, но с деньгами расстаются неохотно», — убежден директор филиала «Ростовский» ООО «Страховая компания «Паритет-СК» Дмитрий Москалюк. По его мнению, обязательное страхование чаще всего воспринимается населением как обуза, а «добровольное» происходит по требованию банка или автоматически — в автосалоне. Обязательное страхование, как следствие, охватывает существенную часть отношений на рынке и — является наиболее спорным. «Если говорить о добровольных видах страхования, то, как правило, процент спорных случаев достаточно низок — порядка 1–1,5%. По обязательным видам, например ОСАГО, в силу несовершенства закона, чем нередко пользуются недобросовестные страховщики, процент споров может достигать 50%», — приводит свои данные вице-президент «АльфаСтрахования», директор Южного регионального центра компании Евгений Череменин. 


Автострахование 


 

Анна Резниченко, координатор по работе с региональными представительствами "Автоюрист" Автострахование во всех отношениях лидирует на рынке. Оно составляет больше половины портфеля большинства страховых компаний и больше половины проблем автовладельцев. «Споры со страховыми компаниями занимают в числе обращений первое место и составляют 65%. 25% приходится на споры по лишению права управления и порядка 10% на прочие споры с ГИБДД», — рассказала координатор по работе с региональными представительствами объединения  «Автоюрист» Анна Резниченко.

Списки исключений из страхового покрытия — то, что написано мелким шрифтом — в договорах разных компаний достигают 18–23 пунктов и представляют собой настоящие юридические лабиринты.

 «Судебная статистика свидетельствует, в принципе, о распространенности такого явления (исключения, оговорки, ограничивающие и нарушающие права клиентов)», –—сказал председатель РРООП «Народный контроль» Виталий Криворот.

Не считая естественных исключений, таких как управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, владелец ТС может обнаружить, что не имеет права на компенсацию, если автомобиль был поврежден при обучении вождению, был украден вместе с ключами и документами и т. д. Единственное, что радует, так это судебная практика, например, Ростовского арбитражного суда. Она показывает, что в случае разбирательств суды чаще становятся на сторону людей и заставляют страховые компании раскошелиться. 

Список исключений в той же автогражданке многие эксперты считают атавизмом и ратуют за его исчезновение.

Большинство страховых компаний, например, заявляют, что не будут платить по ОСАГО, если ДТП произошло на территории Чечни, Дагестана, Северной Осетии.

Территорию действия полиса стороны определяют при заключении договора. «На самом деле это рудимент. Большинство страховщиков начали работать с 90-х годов, правила страхования лицензировали еще в то время, и оговорки о Чечне вошли, — поясняет Дмитрий Москалюк. — Я думаю, их уже можно бы и убрать, но это дополнительная процедура».

В КАСКО ловушкой могут стать усложненные условия получения выплат. Автовладельцу могут отказать, если не вовремя подана заявка о страховом случае, если предоставлен неполный комплект документов.

По ОСАГО и КАСКО споры о размерах выплат — обычное дело. По признанию страховщиков, мало кто из страхователей бывает доволен выплатами. «В реальности можно сказать, что 90% страховых случаев являются спорными. Недоплата в размере 1000 рублей — это же спорный случай! Но за такую сумму мало кто будет бороться. Далее все соразмерно ущербу. Если ущерб в размере 300 000 рублей и недоплата составляет 20 000 рублей, то мало кто будет обращаться в суд», — считает Анна Резниченко.

«Моторные» риски — самые убыточные и для страховых компаний. По словам Дмитрия Москалюка, убыточность по полисам ОСАГО до июля 2011 года в Ростове составляла 70%. Сейчас за счет повышения базовых коэффициентов она снижена до 50%. «Я бизнеса по ОСАГО в Ростове не вижу. По КАСКО он есть», — резюмировал эксперт.



«Увидеть Париж и умереть»: страхование в туризме


Страхование жизни туристов, несмотря на целый ряд скандалов, связанных с нерасторопностью турфирм в работе со страховыми компаниями, эксперты считают одним из предпочтительных видов страхования. Туроператоры Ростова говорят, что процент страховых случаев из всего потока отправляемых за рубеж туристов ничтожен, это куда спокойнее «моторных рисков», да и для рядового потребителя в нем не так уж много подводных камней.

Гораздо более актуальная проблема рынка — обязательное страхование финансовой ответственности туроператоров. Эта норма была принята не так давно, какАлексан Мкртчян, генеральный директор сети туристических агентств "Розовый слон" считают игроки рынка, под давлением лобби крупных туроператоров. Для того чтобы получить право работать, турфирмы обязали застраховать свои риски. Самая маленькая сумма страхования, по данным генерального директора сети туристических агентств «Розовый слон»  Алексана Мкртчяна, составила 30 млн рублей, самая крупная — 100. С рынка тут же исчезла масса небольших операторов, которые качественно отправляли людей за рубеж — их бизнес не выдержал такого страхового покрытия. «Пролоббированный крупными туроператорами против небольших компаний, этот закон оказался очень выгоден страховщикам.

Однако когда в действительности наступает страховой случай, страховщик предпочитает сам обанкротиться вместо того, чтобы выплатить 100 миллионов»,

 — рассказывает Алексан Мкртчян. И приводит пример компании «Инна-Гарант», которая не смогла выполнить обязательства по страхованию финансовой ответственности компании «Капитал Тур». «Если вы вопрос глубоко изучите, вы почти не увидите выплат страховых компаний. Их задача — только взять взносы или страховую премию. А выплачивать деньги они не любят и не хотят», — говорит Алексан Мрктчян.


Чем рискуют юридические лица


Для юридических лиц страховые компании предлагают такие услуги, как страхование имущества, рисков грузоперевозок, сельскохозяйственных, строительно-монтажных, финансовых рисков. С января 2012 года станет обязательным страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта. По признанию страховщиков, это наиболее привлекательный для них вид страхования.

Меньше всего страхователи «любят» страховать товар в обороте. «Зачастую бухгалтеры, особенно небольших компаний, некорректно предоставляют необходимую учетную документацию. Это приводит к невозможности достоверно установить количество поврежденного товара и, естественно, недовольству страхователей», — поясняет причину такой «нелюбви» Евгений Череменин.


А еще могут просто не заплатить


«На данный момент очень актуален вопрос, когда страховые компании вовсе не выплачивают страховое возмещение, несмотря на то, что случай признан страховым и определена сумма к выплате», — рассказала «ДелоРу» Анна Резниченко. Совсем недавно вопрос невыплат достиг президентской приемной. 14 октября тема страхования сельхозпредприятий была поднята в ходе встречи Президента РФ с работниками сельского хозяйства, сообщает портал «Страхование сегодня» со ссылкой на ИТАР-ТАСС. Сельхозпроизводители рассказали на встрече, что не могли добиться выплат даже при наличии совершенно очевидного страхового случая и даже при признании ответственности страховщика.

«По моей практике, даже те страховщики, которые входят в топ-10 или в топ-20, не совсем дисциплинированы во взаиморасчетах по ОСАГО», — подтверждает Дмитрий Москалюк.

Виталий Криворот, председатель РРООП "Народный контроль"

«Это бизнес, это деньги, и зачастую компаниям проще посудиться, чем выплатить деньги сразу, — прокомментировал Виталий Криворот. — Наша судебная система медлительна, в лучшем случае 3–5 месяцев до получения исполнительного листа, а проблемы исполнительного производства — и вовсе притча во языцех. 100 тысяч можно отдать сегодня, можно через год, 20–50% годовых на этом будет заработано». Это не проявления страхового или банковского бизнеса, а общеправовая ситуация по соблюдению закона в России, считает Виталий Криворот: «В банковском и страховом деле это разве что немного заметней, потому что люди здесь скрупулезнее считают деньги».



В поисках справедливости


Уж сколько раз твердили миру, но клиент в большинстве своем не читает условий договора и при наступлении страхового случая не всегда знает, как защитить свои права. Как выяснилось, общественные организации по защите прав потребителя им в этом деле не большие помощники. Хотя по закону они не могут участвовать только в делах по имущественному страхованию, но на практике и вовсе не берутся помогать застрахованному в спорной ситуации. Поэтому все страховые споры отходят в сферу судов, к которым у среднестатистического россиянина никакого доверия нет. «В суде невозможно ничего доказать, потому что те же самые страховщики заинтересуют материально судью больше, чем может заинтересовать судью простой гражданин. Судьи независимы от закона, при вынесении решений руководствуются не законами, а совсем другими — своими личными — интересами», — считает хорошо знакомый с судебной практикой правозащитник Станислав Великоредчанин.


Возврат к списку

реклама

Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону от 900 рублей в сутки
carental.ru

Автосервис в Ростове, кузовные работы и покраска авто Малярно-кузовной ремонт, кузовной ремонт и покраска авто, ремонт двигателя и многое другое.
100avto.me
Аренда автомобилей в Краснодаре Аренда авто в Краснодаре без водителя от 900 рублей в сутки !
krasnodar.carental.ru


реклама

новости статьи АвиаБилеты! конференции мероприятия выход в город