Войти / Зарегистрироваться

Пластиковые деньги

06.10.2011 15:48
Автор: Елена Кукина

Добавить в закладки: 

Популярность безналичных расчетов в Ростове растет, но доля пластиковых платежей в общем обороте торговых организаций остается низкой. Магазины по-прежнему предпочитают наличность.

Интерес населения к безналичным расчетам при оплате товаров и услуг ежегодно растет. По информации ГУ Центробанка по Ростовской области, в I полугодии 2011 года ростовчанами совершено 11 193 677 безналичных платежей на общую сумму 10 392,6 млн рублей. Темп роста числа платежей по сравнению с 2010 годом составил 187,2%. Несмотря на это показатели обналичивания денег в банкоматах тоже продолжают расти, и объем безналичных расчетов с использованием банковских карт составил всего 8,4% от общего объема карточных операций.

С картой — за хлебом и автомобилем

В Ростове сегодня наиболее вовлечены в систему безналичных платежей сети продуктовых магазинов. «Сейчас уже будет странным, если магазин не предлагает такой формы расчета», — сказала Татьяна Черепахина, замдиректора ООО «Кооператор Дона». Банки готовы предложить эквайринг любым организациям розничной торговли, активно разрабатывают рынок АЗС, торгово-развлекательных учреждений. Тенденцией последних лет можно считать подключение к эквайрингу организаций, торгующих дорогостоящим товаром.
Евгения Власова, и.о. управляющего Ростовским региональным офисом ВТБ24 «Сейчас автосалоны стали гораздо охотнее устанавливать оборудование. Еще 2–3 года назад в принципе не рассматривалась эта услуга», — рассказала Евгения Власова, управляющий Ростовским региональным офисом «ВТБ 24».

По ее словам, распространена практика, когда банки по заявлению клиента специально на время покупки недвижимости или автомобиля отменяют ограничения по снятию наличности с карты. 

Это касается в основном вип-карт и осуществляется при действительно обоснованной сделке.

Магазины не заинтересованы в увеличении доли безналичных платежей

Стороной, наиболее заинтересованной в установке пос-терминалов, остаются банки, взимающие комиссию с безналичного оборота. Предлагая торговым организациям эквайринг, банки, как правило, берут на себя расходы по установке оборудования. Их цель: показать, что безналичные платежи — удобный и востребованный сервис. Ростовчане, уже оценившие удобство пластиковых платежей, не понимают, когда их ограничивают в этих стремлениях. Пос-терминал в торговом зале — это даже не конкурентное преимущество, а must have для каждого магазина.
«Безналичные расчеты позволяют привлекать дополнительных клиентов, которые располагают в конкретный момент только кредитными или безналичными средствами, что обеспечивает продажу „здесь и сейчас“», — признается Евгений Черников, генеральный директор ООО «Сантехопт».

Но, как ни странно, даже понимая всю важность этого сервиса, торговые компании не спешат устанавливать платежные терминалы. Первая причина этой осторожности — банковские комиссионные сборы.

В Ростове в среднем банковская комиссия составляет 2% от безналичного оборота.

Из-за того, что российские комиссионные ставки оказались существенно выше европейских, сеть гипермаркетов «Ашан» отказалась от безналичных расчетов на кассе. А тем покупателям, что совсем отвыкли от наличности в своих кошельках, предлагает собственные карты, куда можно класть деньги, чтобы потом рассчитываться ими с магазином.

В бой за покупателя идут банки. Банк «ВТБ 24», занимающий 18% — немалую долю ростовского рынка эквайринга, —предлагает комиссионные сборы ниже среднерыночных — от 1,6%, а для платежей, совершенных с карт «ВТБ 24», – от 0,6%. Плюс различные бонусы для держателей карт в виде возврата на счет процентов от потраченных сумм. Размер вознаграждений при оплате картой достигает 5% от потраченной суммы в зависимости от категории покупки. 

После установки оборудования в магазинах банкиры тщательно опекают торговцев: обучают кассиров, с помощью «тайных покупателей» контролируют, предоставляется ли услуга. «Кассиры не всегда готовы пользоваться терминалом, — поясняет Евгения Власова. — Мы объявили конкурс среди кассиров тех магазинов, где установлены терминалы „ВТБ 24“, и будем вручать призы за динамику, повышение доли оборота». Руководители торговых организаций проявляют гораздо меньше заинтересованности в увеличении доли безналичных расчетов. «Мы платим процент от суммы, которая проходит по безналу. И чем больше проходит таких платежей, тем больше наши издержки», — объясняет Татьяна Черепахина.

Экономия на инкассации для торговцев — не аргумент. «Да, здесь есть определенный смысл, потому что размен, инкассация Ч это тоже платные процедуры, и услуги банка сейчас стоят недешево. Но пока это не сопоставимые суммы. С учетом того объема, который проходит по наличным расчетам, мы несем издержки по обеим статьям», — объясняет Татьяна Черепахина.
Банки стараются обратить внимание торговых организаций и на особое покупательское поведение «человека с картой». «Население с картой в кармане гораздо чаще совершает спонтанные покупки», — сказала начальник отдела платежных систем и расчетов ГУ ЦБ РФ по Ростовской области Наталья Ковалева. 

Покупателям советуют идти в магазин сытыми и с небольшой суммой денег. Торговые предприятия, напротив, всегда заинтересованы в голодном покупателе с большой суммой денег. На карте всегда больше денег, чем в кошельке.
Но руководители магазинов не берутся проследить, действительно ли введение услуги напрямую влияет на товарооборот.
Единственная заинтересованность магазинов — предоставление удобного сервиса покупателям, соответствие требованиям времени. «Эта форма расчета, хотя и не несет прямого экономического эффекта для предприятия, как услуга является удобной и востребованной. А предоставление услуг является неотъемлемой частью нашего обслуживания», —резюмировала Татьяна Черепахина.


Полезный пластик

Другая причина, по которой торговые организации отказываются от установки оборудования, — нежелание обнародовать свои действительные доходы. В этом «нежелании» лидеры — аптечные сети.

Фармацевтический рынок чаще других попадает под подозрение в нечистоте товарооборота и бухгалтерии.

В то же время именно фармацевтические сети наименее охвачены эквайрингом. «Сопоставляя эти данные, можно понять причину их отказов», — считает один из респондентов «ДелоРу». 
Именно поэтому и государство, и Центробанк России заинтересованы в увеличении доли безналичных расчетов. «Во-первых, с развитием безналичных расчетов именно на рынке розничных платежей есть возможность более активного вывода из теневой экономики денежных средств. Это стратегические и политические мотивации развития этого направления. С другой стороны, сокращение наличного денежного оборота — это значительное сокращение расходов по эмиссии наличных денег», — сказала Наталья Ковалева.
Крайним выражением этой идеи стала недавняя инициатива Германа Грефа, который предложил правительству законодательно ограничить оборот наличных денег в России. Однако и по мнению потребителя, и по оценкам экспертов, рынок еще не готов к такой мере. «И кредитные организации, и надзорные органы, и население Ростова в целом — мы все еще только на пути к решению этого вопроса. Я не думаю, что ограничительные меры принесут сейчас резкий эффект. Как показывает практика, позитив всегда больше стимулирует, чем ограничительные меры», — сказала Евгения Власова.

«Ни копейки денег нет, разменяйте 10 миллионов»

По мнению экспертов, потребитель в Ростове еще далеко не в полной мере оценил удобство безналичных платежей, и перелом в сознании покупателей еще не произошел. Активность ростовчан в применении пластиковых карт сильно отстает и от активности банков в установке оборудования, и от показателей обеспеченности населения банковскими картами. «Трудоспособное население — студенчество и работающие люди от 20 до 60 лет — имеет в среднем как минимум одну карту, а некоторые — по две», — сказала Наталья Ковалева. «Но при этом мы не можем похвастаться высокими результатами по оборотам эквайринга», — добавляет Евгения Власова. В ГУ Центробанка по Ростовской области отметили положительную динамику в этой сфере:

удельный вес общей суммы пластиковых операций растет на 22,9% медленнее, чем их количество, то есть падает средняя стоимость покупки, но участвует большее число покупателей.

«Это положительная динамика — начинают совершаться мелкие платежи. Не только высокообеспеченное население покупает машины, мебель, но люди выходят и за молоком, хлебом, оплачивают услуги телефонии и Интернет», —прокомментировала Наталья Ковалева. 
Участники рынка ожидают дальнейшего развития эквайринга в Ростове: «В 2012 году мы должны прирасти минимум на 20–25% с учетом той активности, которую банки проявляют по пластиковым картам», — дала прогноз Евгения Власова.

Ваш билетик

Система безналичной оплаты проезда в городском транспорте только по форме напоминает банковскую систему пластиковых платежей — это некий аналог предоплаченных карт. Тем не менее, отношение ростовчан к возможности платить пластиком в транспорте очень показательно. По данным администрации города, в Ростове на данный момент реализовано 109 тысяч карт, и только 2 тысячи из них куплено горожанами, остальные — выданы школьникам и пенсионерам.

«Самое большое, что было в моей практике — в день заплатили 140 рублей по безналичному расчету. Это при том, что общий план в день — 7630 рублей», — рассказал корреспонденту «ДелоРу» водитель городского автобуса.

По данным компании «Ростов-транспорт», доля безналичных платежей в общем обороте городского пассажирского транспорта приближается к 4%. В компанииМихаил Коршунов, генеральный директор ООО "Ростов транспорт" «Ростов-транспорт» считают, что небольшая популярность услуги естественна на первом этапе развития системы, запущенной только 1 июля 2011 года.


 «Низкая активность ростовчан обусловлена целым комплексом причин: отсутствие дифференцированных тарифов, инфраструктура, неполный охват маршрутной сети и постепенное развитие системы», — пояснил генеральный директор ООО «Ростов-транспорт» Михаил Коршунов. В компании посетовали на трудности в продвижении проекта: «Одна из наиболее болезненных проблем — грабители и вандалы. К примеру, из 50 установленных терминалов продажи и пополнения транспортных карт 15 терминалов уже требуют ремонта, так как выведены из строя нарушителями порядка», — рассказал Михаил Коршунов. 


Возврат к списку

реклама

Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону от 900 рублей в сутки
carental.ru

Автосервис в Ростове, кузовные работы и покраска авто Малярно-кузовной ремонт, кузовной ремонт и покраска авто, ремонт двигателя и многое другое.
100avto.me
Аренда автомобилей в Краснодаре Аренда авто в Краснодаре без водителя от 900 рублей в сутки !
krasnodar.carental.ru


реклама

новости статьи АвиаБилеты! конференции мероприятия выход в город