В Муниципальном центре развития предпринимательства «Новый Ростов» состоялся круглый стол на актуальную тему: «Малый и средний бизнес: состояние и перспективы». Мероприятие организовал журнал «Реальный бизнес» при поддержке южного представительства Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства (НП «РРАПП»). Диалог получился интересным. Однако двух часов обсуждения заявленных вопросов оказалось мало для того, чтобы поставить в конце результативную точку.
Во встрече приняли участие руководители компаний, частные предприниматели, представители банковских структур и органов власти. Всего — около 60 человек. В роли модератора выступила
Елена Сирота, директор консалтинговой компании «Советник». В начале мероприятия она отметила, что конец 2014-го и 2015 год стали периодом серьезных испытаний для российской экономики. Введение санкций со стороны Евросоюза, стремительное падение курса рубля, повышение ключевой ставки ЦБ и, как следствие, практически полное отсутствие доступа к кредитным ресурсам — факторы, негативно отразившиеся на состоянии российского бизнеса. При этом, основной удар времени пришелся именно на сектор МСБ, который, как правило, быстрее реагирует на негативные изменения. Крупные игроки, пусть и с трудом, но приспособились к новым экономическим условиям.
Впрочем, по данным Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, ситуация в сфере малого предпринимательства в южном регионе в этом периоде выглядит не так уж плохо, по сравнению с предыдущими.
«После массового ухода с рынка индивидуальных предпринимателей в 2012 и 2013 годах, сейчас мы видим стабилизацию ситуации и наметившийся рост — заявила
Наталья Иванченко, начальник отдела региональных счетов и балансов Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области. — Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства в 2014 году составило порядка 192 тысяч, что на 1.8% больше, чем годом ранее. Если рассматривать финансовые показатели, то оборот малых и средних предприятий в прошлом году увеличились всего на 1,7%. Очень хорошие показатели у аграрного сектора. Здесь оборот вырос на 20%, что стало возможным благодаря рекордному урожаю зерна. Устойчиво чувствуют себя малые строительные и торговые компании. Их оборот увеличился на 3.2% и 2,7% соответственно. Причем показатели торговых компаний могли быть и выше, но дало о себе знать падение продаж автомобилей и бытовой техники. Сложнее всего обстоят дела у компаний, работающих (например) в сфере операций с недвижимостью, аудита, права».
Президент РФ
Владимир Путин поставил чиновникам задачу увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства, как минимум, в два раза. Частично решить её удалось за счет изменений в законодательстве. В итоге, вместо увеличения количества компаний на рынке, был просто пересмотрен «способ их категоризации».
«Согласно закону, принятому еще в 2007 году, в к категорию субъектам малого и среднего предпринимательства попадают относились компании (ИП), доля иностранных компаний и российских юридических лиц — не субъектов МСП, размер государственного участия в которых не превышает 25%, — пояснил
Ярослав Кошелев, председатель совета директоров консалтинговой группы «Бизнес». — Сейчас эта доля увеличилась до 49%. Средняя численность работников в таких компаниях выросла до 250 человек. Что касается финансовых показателей, то для мкробизнеса это — 120 миллионов рублей, ждя малого бизнеса — 800 миллионов, для среднего — 2 миллиарда».
О специфике работы с малым и средним бизнесом на региональном уровне, собравшимся рассказала руководитель НП «РРАПП»
Наталья Крайнова. По ее словам, хотя местные власти и предпринимают некоторые шаги в этом направлении, на сегодня такой активности явно недостаточно: отношения между чиновниками и молодыми предпринимателями требуют перезагрузки, поскольку многие существующие программы уже устарели.
«В Ростове и других городах области нет сбалансированной программы поддержки стартапов, — подчеркнула
Наталья Крайнова. — Тот конкурс, который сейчас проводится среди начинающих предпринимателей — капля в море, в сравнении с тем, что действительно можно и необходимо сделать. В частности, для того, чтобы успешно стартовать, нужны муниципальные заказы. У нас совсем нет подходов к работе с крупными государственными компаниями, хотя все они имеют собственные программы сотрудничества с малым бизнесом. Совершенно очевидно, на мой взгляд, что тема молодежного предпринимательства нуждается в перезагрузке. Те программы, которые сейчас есть в наличии, уже не соответствую современным социокультурным потребностям молодежи. А молодежь, как раз, тот ресурс, за который следует бороться, ведь это — наше будущее».
Тем не менее, новые инструменты, позволяющие облегчить жизнь предпринимателям, все же, появляются. Уже несколько лет в ЮФУ действует представительство АСИ. Эта площадка создана президентом РФ для более эффективного взаимодействия бизнеса и власти. В числе явных результатов деятельности Агентства — разработка так называемых «дорожных карт», механизма, позволяющего заметно упростить процедуру согласования проектной документации. При этом сама заявительная процедура особой сложности не представляет.
«Что касается формы подачи заявки, то это можно сделать на сайте АСИ, — объяснил рассказал представитель Агентства стратегических инициатив
Николай Пирогов. — После того, как вы зарегистрировались, с проектом начинают работать аудиторы. В соответствии с их оценкой проект попадает в одну из трех категорий: новый бизнес, социальный или образовательный. Далее, если он полностью соответствует критериям АСИ (они также есть в открытом доступе на нашем сайте), агентство окажет вам (необходимую) поддержку».
Однако наиболее актуальным для сектора МСБ по-прежнему остается вопрос финансирования. Первое слово здесь — за банками, которые не просто располагают соответствующими продуктовыми линейками и способны предложить свои кредитные программы на адекватных условиях. Присутствовавшие на круглом столе банкиры с подобным утверждением согласились и, пользуясь случаям, тут же презентовали собственные возможности. Так,
Марина Спорышева, руководитель направления продаж Управления развития малого и среднего бизнеса в Ростове-на-Дону Южной региональной дирекции ПАО «Бинбанк», напомнила участникам, что их кредитная организация входит в число самых крупных частных банков России, давно и успешно сотрудничает с МСП-банком, дочерней структурой госкорпорации ВЭБ.
«Основываясь на программе МСП-банка, мы предлагаем кредиты малому и среднему бизнесу на особых условиях, — заверила
Марина Спорышева. — В частности, продукт «ФИМ Целевой» — это 13,25% годовых, «МСП-Неторговый сектор» — 15% годовых, «МСП Дуэт» (направлен на рефинансирование целевых кредитов) — 14,4 % годовых. Более подробная информация есть у нас на сайте. Заемщик должен строго соответствовать требованиям 209-ФЗ, а также параметрам текущего продуктового ряда «Бинбанка» с учетом антикризисных мероприятий».
В конце мероприятия стало ясно, что, возможно, это лишь «первая серия» дискуссионного проекта, посвященного вопросам помощи МСБ — сектора, который, с одной стороны, наиболее динамично развивается, а с другой, постоянно сталкивается с различными трудностями, препонами и барьерами, дефицитом всех необходимых ресурсов — временных, денежных, кадровых. Заявленная тема настолько обширна, что в рамках одного двухчасового обсуждения невозможно поставить окончательную точку. С этим, собственно, согласились и представители журнала «Реальный Бизнес», для которого организация и проведение актуальных круглых столов давно превратилось в хорошую традицию.
«Мы увидели, что вопросы всесторонней поддержки МСБ вызывают живой интерес у представителей власти, бизнеса, общественных организаций и некоммерческих партнёрств, — прокомментировала
Анна Гук, руководитель направления PR и маркетинга ИД «Издатель». — Для нас очень важно наладить между сторонами не только конструктивный, но и результативный диалог. Поэтому, оставляя в силе все наши активности, запланированные до конца 2015 года, мы, все же, постараемся изыскать возможности для проведения еще одного круглого стола на тему перспектив и поддержки малого и среднего бизнеса региона. Приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные стороны».