Войти / Зарегистрироваться

Как избежать сокращения или шпаргалка для карьериста

04.01.2013 16:13
Автор: Юлия Смолянова

Добавить в закладки: 
Согласно опросу исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, 85% экономически активных россиян готовы рассмотреть возможность переквалификации в случае необходимости. По мнению экспертов, причиной таких настроений среди работающего населения является нестабильность экономической ситуации. Так, по мнению директора центра структурных исследований Института экономической политики им. Е. Гайдара Алексея Ведева, кризис уже заложен в российскую экономику, так как большая часть структурных проблем 2008 — 2009 года еще не решены. Таким образом, в случае фазы «обострения», многие компании вновь столкнуться с необходимостью вынужденного сокращения штата. Однако это не означает, что на рынке не будет появляться новых позиций для наиболее перспективных и нужных сотрудников.

Так, 38% респондентов рекрутингового портала Superjob.ru утверждают, что готовы осваивать новую профессию «с нуля». Однако прежде чем бросаться на амбразуру новых знаний, эксперты советуют составить предварительный план действий. Прежде всего, необходимо определиться с тем, какие из заложенных в вас качеств помогут вам в дальнейшем карьерном продвижении или даже переходе на руководящие позиции.

«Есть очень хороший способ, предложенный организационным психологом Исмагиловой Ф. С. - нужно взять известную маркетинговую матрицу товаров и проанализировать свои профессиональные качества и навыки. С ее помощью можно определить то, какие из них являются «дойной коровой» - то есть помогают зарабатывать здесь и сейчас, какие «звездой», а какие «собакой» и т.д. Учитывая задачу — вертикальный карьерный рост — вам придется сосредоточиться на развитии своих «звездных» качеств. В данном случае, это те, которые вам нужны как будущему руководителю», - советует кандидат психологических наук, управляющий партнер тренинговой группы «Тема» Екатерина Полянская.

В целом, как отмечают эксперты, в зависимости от профессиональной отрасли ценность тех или иных способностей варьируется. Тем не менее, по словам PR менеджера представительства компании HeadHunter в Южном округе Марины Кудряшовой качества, которые пригодятся сотруднику практически у любого работодателя выделить можно. Это не только элементарные знания по работе с офисной техникой, компьютером и умение использовать доступные средства поиска информации, но и знание законодательства в смежных со своей работой областях, а также осведомленность об актуальном состоянии экономики. «Важно умение планировать свое рабочее время и работать в команде, использовать тайм-менеджмент. Все что, так или иначе влияет на скорость и эффективность работы сотрудника ценно для компании. Из личностных качеств достоинствами любого сотрудника или кандидата будут считаться ответственность, внимательность, усидчивость, пунктуальность, инициативность и целеустремленность», - отмечает Марина Кудряшова.

По мнению эксперта, специалисту важно не только уметь разбираться в сферах, с которыми он сталкивается по работе и не касающихся его основной деятельности, но и не «скрывать» их от руководства.

Как избежать сокращения

«Для того, чтобы избежать сокращения можно порекомендовать отслеживать ситуацию в компании, проанализировать какие компетенции будут наиболее важны в критичной для компании ситуации, возможно, изучить смежное направление, чтобы рассчитывать на перевод или совмещение позиций. Как показал кризис 2008-2009 гг., большинство компаний нуждалось в людях хорошо владеющих навыками продаж и напрямую влияющих на развитие бизнеса», - рекомендует Марина Кудряшова.

Таким же образом рекомендуется отслеживать и ситуацию на рынке в целом. Тем не менее, как отмечают эксперты, несмотря на всю продуктивность работы сотрудника одним из решающих факторов играющим за, или против его кандидатуры может стать социальный интеллект.

«Это способность понимать и строить отношения с сотрудниками и клиентами. Мой любимый принцип - «сотрудник — внутренний клиент» прекрасно работает в отношении работодателей, - говорит Екатерина Полянская. - Поможет умение позитивно мыслить, понимание того, что жизнь за порогом некогда родной компании тоже есть и еще как кипит! Возможно, звучит банально, но в данном случае может выручить тренинг личностного роста, или занятия йогой — все что угодно, поднимающее самооценку, стрессоустойчивость и тренирующее социальный интеллект. Например, хорошая школа эффективной коммуникации тоже не повредит. Все это поможет вам совершенствоваться в продаже себя. Работодатель же, почуяв вашу самодостаточность, тут же решит, что такой замечательный специалист ему самому жизненно необходим, и сократит кого-нибудь другого».

На сегодняшний день на рынке труда сложилась достаточно двоякая ситуация, с одной стороны для того, чтобы сделать успешную карьеру наличия диплома о высшем образовании недостаточно. При этом к тем сотрудникам, которые стремятся подняться по карьерной лестнице путем коллекционирования дипломов различных дополнительных обучающих курсов, эйчары относятся достаточно скептически. 

«В случае сокращений, на мой взгляд, работодатель будет делать выбор, исходя из результативности сотрудников и их способности приносить прибыль компании, и, в этом случае, обучающие курсы, еще не перешедшие в навык, особенно не повлияют на выбор», - отмечает руководитель отдела рекрутмента компании АНКОР в Ростове-на-Дону Лидия Кутепова.

Образование должно превращать качества в профессиональные навыки и формировать конкретные способности. Таким образом, сегодня гораздо важнее опыт в той профессиональной деятельности, которой соответствует ваша занимаемая должность. Нужны ли Вам для этого дополнительные обучающие курсы, решать вам.

«На сегодняшний день, в ситуации высокой конкуренции, работодателями очень ценится умение достигать результата, ориентация на конечную цель и навык принимать решения в ситуации ограниченности времени и нехватки информации. Также все большую значимость приобретает знание английского языка, вне зависимости от сферы деятельности компании», - говорит Лидия Кутепова.

Как вывести качества на новый уровень.

Интересно, что в сложившейся ситуации гораздо большим подспорьем может послужить дистанционное образование. Причины просты, для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, поскольку его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося, по мнению эйчаров, эти же качества необходимы и для тех, кто стремится сделать карьерный рывок. Таким образом, если у вас возникла потребность в переквалификации, или дополнительном образовании без отрыва от рабочего процесса, дистанционное образование может оказаться достаточно эффективным.

Согласно внесенным в законодательство изменениям дистанционные технологии являются юридически признанными с 2003 года, однако, популярность в нашей стране они приобретают только в последние годы. К плюсам можно отнести индивидуальный темп, гибкость, мобильность и доступность, что достаточно ценно с учетом занятости в восьмичасовой рабочий день.

Еще одним инструментом для построения карьеры является обучение по программе MBA. Ее суть заключается в повышении квалификации менеджеров до мастерского уровня, поскольку она призвана научить людей, у которых уже есть высшее образование решать конкретные задачи.

«Степень MBA сейчас не так часто запрашивается работодателями в требованиях к соискателям, но в целом может служить дополнительным преимуществом при трудоустройстве и, при успешной презентации и аргументации, дает шанс претендовать на более высокий уровень оплаты труда по сравнению с другими соискателями. Кроме того, MBA образование важно самому соискателю - и в части уровня знаний, широты кругозора, и в отношении развитости управленческих навыков, умения применять инструменты профессионального администрирования. Для работодателя наличие степени MBA, либо иного бизнес-образования, является одним из показателей жизненных устремлений кандидата, конечно же, при условии, что соискатель получил образование не для «галочки» и может его применять», - считает Марина Кудряшова.

Таким образом, МВА становится не обязательным условием, но вполне желательным плюсом среди достоинств сотрудника.

Так, исследовательская компания Begin Group провела опрос руководителей 90 российских предприятий, согласно которому около 90% топ-менеджеров сказали, что хотели бы, чтобы в их компаниях работали специалисты со степенью МВА, при этом в более чем в 50% фирм люди с таким образованием уже есть.

«МВА, в первую очередь, дает новые знания и умения самому сотруднику и как он эти знания применяет вопрос к нему», - добавляет Лидия Кутепова.

По мнению управляющего ростовским филиалом банка ВТБ Юрия Авдеева, который возглавит курс по тайм-менеджменту и целеполаганию учебного модуля программы Executive MBA Института управления, бизнеса и права совместно с Международной школой бизнеса CESTE, такое обучение является прекрасной возможностью.

«Программа МВА позволяет участникам не только получить бесценные знания и опыт, но и значительно расширить круг общения, обменяться опытом, наладить новые контакты и связи», - прокомментировал управляющий ростовского филиала банка ВТБ Юрий Авдеев.

Еще одним ключевым элементом в построении карьеры является внешность кандидата. В этом отношении имеется некая психологическая подоплека — люди стремятся вести бизнес с успешными людьми, дабы этот успех распространялся и на них самих, именно поэтому бывает так важно произвести правильное впечатление благодаря внешним атрибутам.

«Существует поговорка, что выглядеть нужно не на ту должность, которую имеешь, а на ту, которую хотел бы получить. Внешний вид нужно продумать, начиная с прически и заканчивая аксессуарами. Если говорить о мужчинах, к наиболее типичным ошибкам можно отнести: «мальчишечью» стрижку под ежик с небольшой челкой, джинсы и футболку вместо классических брюк и хорошо сидящей рубашки, спортивные ботинки или мокасины на босу ногу в офис, дешевая пластиковая ручка, - отмечает директор первого на юге России консалтингового имидж-центра «Ваш образ» Наталья Ефимова.

Если в Европе и США имиджевые центры давно пользуются популярностью среди карьеристов, то в России они стали появляться только в последние годы. Отчасти причина лежит в особенности менталитета русского человека, который чаще всего уверен в том, что сам знает, как правильно преподнести себя, чтобы произвести правильное впечатление.

«Нужно понимать, что в имидж руководителя входит не только его внешний вид, но и все на основе чего окружающие составляют мнение о человеке. Сюда могут быть включены стиль руководства, общая направленность личности руководителя, его коммуникативные и интерактивные навыки, манера речи и т.д. Я рекомендую, как минимум, прочитать литературу по деловому имиджу, а еще лучше посетить специализированные семинары», - добавляет Наталья Ефимова.

Возврат к списку

реклама

аренда автоПрокат автомобилей в Ростове-на-Дону Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону от 900 рублей в сутки
carental.ru

сочи аренда автоАренда авто в Сочи Кабриолеты и автомобили бизнес класса на прокат в Сочи.
sochi.carental.ru
прокат авто краснодарАренда автомобилей в Краснодаре Аренда авто в Краснодаре без водителя от 900 рублей в сутки !
krasnodar.carental.ru
прокат авто анапаАренда автомобилей в Анапе Прокат авто в Анапе без водителя недорого от 1000 рублей !
anapa.carental.ru
прокат авто адлерАренда авто в Адлере Аренда авто бизнесс класса и кабриолетов в Адлере без водителя !
adler.carental.ru

реклама

новости статьи АвиаБилеты! конференции мероприятия выход в город