Войти / Зарегистрироваться

Пограничные проблемы мешают росту донского экспорта на Украину

29.07.2011 10:43
Автор: Юлия Смолянова

Добавить в закладки: 
Внешторговый оборот Ростовской области и Украины постоянно растет, чему способствует близость территорий, общий уклад и еще советские экономические связи. Однако в донских компаниях, осуществляющих торговлю с Украиной, говорят, что показатели могли бы быть еще выше, если бы не проблемы, возникающие при перемещении товара через границу.

Таможня забирает у предпринимателей время и деньги

По данным Ростовской таможни, на Украину приходится треть внешнеторгового оборота области, причем абсолютные показатели постоянно растут. Основу импорта составляют машиностроительная продукция, трубы, черные металлы, изделия из металлов, различного вида оборудование, целлюлознобумажные изделия, продовольственные товары. На экспорт ростовчане отправляют преимущественно нефтепродукты, металлолом, зерновые культуры и подсолнечное масло. Впрочем, украинским бизнесменам выгоднее торговать с Россией, так как государство возвращает предпринимателю НДС. Это подтверждает статистика: по итогам I квартала 2011 года экспорт Ростовской области на Украину составил $66,1 млн, а импорт — $516,4 млн.

Главным фактором, замедляющим развитие сотрудничества, по словам предпринимателей, является несовершенство таможенного законодательства, из-за которого на растомаживание товара уходит значительное время, что влечет за собой не только замедление бизнес-процессов, но и финансовые потери из-за простоя. «Все очень долго и запутанно. Чтобы получить товар с Украины приходится в любом случае потратить от двух недель до месяца. Много нелепых ограничений, из-за которых получить товар достаточно сложно», — комментирует учредитель компании «Виктория» Ростислав Пономарев.

К числу подобных ограничений, эксперты относят необходимость предоставления большого количества справок, при этом сотруднки таможни достаточно редко используют электронную базу данных. «Я приведу вам один пример страшной бюрократии. Отправил машину на Украину, оплатил на таможне за товар и НДС. Машина приезжает в Веселовознесенко, где затомаживается, после чего я должен возвращаться в Янтарный на нашу таможню, взять документы о том, что я отправил НДС и вести их собственным транспортом снова в Веселовознесенко. Кроме того, мне пришлось искать четыре-пять часов свою машину, которая уже сутки до этого отстояла на таможне. На вопрос, зачем такие усложнения и нельзя ли для этого использовать электронную базу, на таможне пожимают плечами. После подобных процедур мы возвращаемся к работе седыми и голодными. И потом еще неделю от всего этого трясет», — рассказал журналисту ДелоРу директор компании «Роста-Дон» Петр Павлов.

По мнению экспертов, именно таможенные барьеры, отнимающие огромное количество времени у предпринимателей, привели к еще одной проблеме — многие службы доставки товаров отказываются вести груз именно на Украину, при этом охотно берутся за доставку товаров в Европу, несмотря на разницу в расстоянии. Кроме того, некоторые из экспертов отметили дефицит удобных зон таможенного контроля. Так, станция Намарского располагается далеко, что выставляет ее в невыгодном свете для представителей некоторых компаний, а в Гуково слишком маленькая ПТК.

Таможенники говорят, что с проблемой длительного оформления грузов идет постоянная борьба. По словам начальника Ростовской таможни Андрея Попова, если в первом квартале 2010 года электронным декларированием было охвачено около 10% всех таможенных деклараций, то сейчас этот показатель достигает 70%.

Но несмотря на активное внедрение системы электронного декларирования, для растомаживания товара по-прежнему требуется предоставлять оригиналы ряда документов — например, лицензий и сертификатов. «Технология электронного декларирования предусматривает необходимость обязательного представления документов в электронном виде. Процесс перевода бумажного документа в электронный формат требует дополнительных затрат. Изготовление копий документов проще и быстрее, чем перевод их в электронный вид», — отмечает Андрей Попов.

На вопрос, способен ли облегчить трудности ведения бизнеса с Украиной созданный Еврорегион «Донбасс», эксперты затрудняются ответить, поскольку большую надежду на урегулирование приграничного взаимодействия возлагают на программу «3+1», оговоренную руководителями двух стран.

«Были заявления об открытии границ с Украиной, по той же схеме, что и с Белорусией и Казахстаном. Поэтому жду, что скоро будут сдвиги в этом направлении. Ведь в Казахстан сегодня отправить товар не вызывает ни каких проблем», — отметил Петр Павлов.

Родственные связи укрепляют бизнес

При внешнеторговом взаимодействии ростовских и украинских бизнесменов достаточно часто возникают различные нюансы, продиктованные изменениями на законодательном уровне двух стран. Отследить их сложно, поскольку в каждой сфере бизнеса своя специфика, но существует и ряд общих проблем.

Так, по законодательству Украины товар без предоплаты не может быть вывезен на территорию России. Для многих компаний это стало одним из самых не удобных моментов при ведении бизнеса. «Мы работаем с „Комсомольским рудоуправлением“ порядка 40 лет, но раньше работать было проще, поскольку существовали фондовые материалы, а сегодня необходима предоплата. Мы когда-то работали с Кривым Рогом по поставке металлов, сейчас это стало нерентабельно, поскольку требуется предоплата, а груз приходится ждать целый месяц», — отметил заместитель директора компании «Стройдеталь» Иван Ермакович.

Еще одним существенным нюансом, мешающим развитию бизнеса является недавний запрет украинских властей на отправку в Россию вагонов, принадлежащих украинской железной дороге. «Вагоны, которые отправлялись через границу, находились в России от двух недель до месяца, их это не устраивало. На данный момент мы не можем отгрузить с Украины ни щебень, ни уголь. Такая ситуация происходит уже три месяца и мы вынуждены искать только частные вагоны, а это дополнительные затраты», — рассказал менеджер компании «Соляр» Вадим Темейко.

При работе с Украиной ростовским бизнесменам приходится оформлять дополнительные документы (паспорт сделки) и подтверждать оплату для соблюдения валютного банковского контроля. «Подобный процесс увеличивает расход времени на проведение бизнес-операций, однако основная сложность заключается в том, что из-за большого потока платежей, их достаточно сложно отслеживать», — отмечает бухгалтер компании «Украингранит» Ольга Хотлубей.

Подобные нюансы вызывают у некоторых экспертов трудности с подбором квалифицированных специалистов, знающих юридические особенности как украинского, так и российского законодательства.

Но несмотря на все минусы, есть и очевидные преимущества работы с соседями. «При сотрудничестве с украинскими партнерами отсутствует языковой барьер, редко встречается некорректное исполнение документов, что очень характерно для наших партнеров, например, из Испании. Это, на мой взгляд, компенсирует возникающие проблемы и шероховатости», — отметил заместитель директора компании «Биком» Сергей Шапошников.

Способствуют росту показателей близость территорий и взаимодополняемость двух экономик — общность производственной базы, научно-технического потенциала и методов хозяйствования, сложившихся еще в советское время.

Если возникающие с переменным успехом политические разногласия между РФ и Украиной способны повлиять на климат существующих бизнес-отношений между странами в целом, то для ростовских компаний, работающих с Украиной, подобные явления не столь актуальны, поскольку близость территорий берет верх над препятствиями. «Мы являемся выходцами из одной страны — СССР. Для меня работать с Украиной естественно. Граница — это формальность, ведь очень много людей, которые, как и я, имеют родственные и дружеские связи. Подобные отношения часто составляют основу для совместной работы. А к изменениям в отношении экономической политики наших государств бизнесмены бывают просто-напросто вынуждены приспосабливаться, ведь сложности не повод для прекращения бизнеса», — рассказал генеральный директор «Экотенк-Дон» Игорь Ткаченко.

Возврат к списку

реклама

Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону от 900 рублей в сутки
carental.ru

Автосервис в Ростове, кузовные работы и покраска авто Малярно-кузовной ремонт, кузовной ремонт и покраска авто, ремонт двигателя и многое другое.
100avto.me
Аренда автомобилей в Краснодаре Аренда авто в Краснодаре без водителя от 900 рублей в сутки !
krasnodar.carental.ru


реклама

новости статьи АвиаБилеты! конференции мероприятия выход в город