Войти / Зарегистрироваться

Экономика трамвая

22.04.2015 16:08
Автор: Александра Савичева

Добавить в закладки: 

Информационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Тенденция напрямую влияет и на транспортную сферу мегаполисов. Ростов-на-Дону — не исключение. В середине первого квартала, во многом благодаря активности в соцсетях, городская власть отменила решение о ликвидации трамвая с улицы Станиславского. А еще через 40 дней, в апреле по ростовским улицам пустили первый троллейбус с wi-fi. Безусловно, оба шага сделаны для удобства пассажиров и с учетом их пожеланий.

Позитив с негативом

«Вай-Фай» в троллейбусном салоне, пожалуй, единственная, абсолютно радостная новость на тему общественного транспорта столицы ЮФО, за последние три месяца. По информации портала «Городской транспорт Ростова-на Дону», чудо-машина с бортовым номером 351 ходит по маршруту №2. В сообщении, в частности, говорится: «Каждый пассажир может с помощью мобильного устройства воспользоваться интернетом на скорости 4G». Возможно, для Ростова это и новость. Однако, по данным корреспондента «ДЕЛОру» в далекой Перми еще лет пять назад wi-fi отлично работал в большинстве троллейбусов и трамваев. Правда, со связью третьего поколения. Но зачем углубляться в детали?!

Впрочем, позитивных новостей о городском транспорте Ростова немного. Гораздо чаще появляется информация напрягающего характера. Так, в начале февраля ростовчане узнали, что с одной из улиц в центре города — имени режиссера Станиславского — могут полностью исчезнуть трамваи. Причина — новый план реконструкции центра. Общественность взбунтовалась и как следует попросила власть изменить решение. Активисты пошли еще дальше и устроили трамваю импровизированные «похороны». На «гражданской панихиде» много говорилось об особой исторической роли рельсового транспорта. Сердце городской власти дрогнуло и решение изменили на прямо противоположное. В итоге, трамвай остается, а улица Станиславского еще какое-то время проживет без новых коммуникаций.

Волгоградский метротрам - как в Европе

Специалисты рассказали «ДЕЛОру», что новый план, реализация которого обойдется в разы дешевле, предполагает скорее не реконструкцию, а ремонт.  Но так ли нужен трамвай на Станиславского и на других ростовских улицах? Может быть, транспортные проблемы миллионного города решит строительство метро, о котором так часто и много говорится последние лет десять?

Метро Ростове: быть или не быть?

Метро — транспорт любого крупного города. Не только придает мегаполисам уникальность, привлекательность, но и становится отличным, а главное востребованным средством передвижения. Впрочем, у столиц особый и насыщенный трафик. Если людей в транспорте нет, то проекты затратны, окупаются очень медленно.

По словам руководителя группы НКП НПО «Южно-Российский градостроительный центр» Сергея Трухачева, высказавшегося на тематическом круглом столе в в ростовском медиацентре «МедиаС», метрополитен в Ростове возможен, но город очень компактный и плотно застроен. Поэтому острой необходимости в метрополитене здесь просто нет. В Казани, например, метро долгое время не работало. До тех пор, пока не убрали альтернативные автобусные маршруты.

Трамвай в немецком Дрездене

Впрочем, и для городов с плотной застройкой есть хорошие примеры. Например, уникальное парижское метро. Плотная застройка, станции расположены неглубоко и достаточно близко друг к другу. Однако, не нужно забывать, что парижский метрополитен один из старейших в Европе, а сама французская столица — любимое место туристов.

Ростов город густонаселенный, сюда тоже приезжают туристы, но все же, согласитесь, не так, как в Париж. Кроме того, впечатляет и стоимость строительства и обслуживания метрополитена. Активист общественной организации «Фабрика городской среды» Михаил Векленко сообщил, что первая ветка ростовского метро может обойтись в 75 млрд рублей.

«Может ли город себе это позволить? - задался вопросом Михаил Векленко. - Может быть, имеет смысл сначала разобраться с наземным транспортом?» По его словам, после строительства метро может сложиться ситуация, что вагоны будут ходить пустыми, потому что пассажиропоток в Ростове не такой огромный.

Автобусная гармония

На самом деле, с общественным транспортом в Ростове-на-Дону все не так уж плохо. За исключением ряда направлений, автобусы и маршрутки ездят с завидной периодичностью, стараются выдерживать интервалы и выглядят со стороны достаточно цивилизованно.

Улица с трамвайными линиями в Ростове-на-Дону

В соседнем Волгограде, например, дела с этим обстоят совсем плохо — город заполонен крошечными маршрутками-частниками, которые хоть и работают по договору с профильным департаментом, но зачастую ездят как хотят. Однако, с трамваями там дела получше — уникальный метротрам (трамвай проходит под землей) пользуется популярностью и давно уже стал туристической «фишкой» города на Волге. Наземный транспорт, впрочем, должен быть гармоничен и не ограничиваться только стабильно работающими трамваями или автобусами. Это должна быть система, эксперты с этим согласны.
Портал «ДЕЛОру» вспомнил наиболее интересные примеры городов с иными подходами к организации общественного транспорта

Прага (Чехия). Весь общественный транспорт (автобусы, трамваи, метро) объединен общей сетью, едиными тарифами и одним билетом. Весь транспорт ходит строго по расписанию. Проезд оплачивается по времени, которое человек проводит в транспорте, причем, оплатить его можно и обычной смской..
Сеул (Южная Корея). Этот город признан одним из тех, где система общественного транспорта близка к идеальной. В городе есть несколько видов автобусов, метро, пригородные поезда и такси. Четыре вида автобусов имеют свой цвет и следуют по вполне определенным направлениям — внутри района, в пригороды, между районами и по центру города. Весь транспорт (кроме метро) можно оплатить специальными транспортными картами. Стоимость зависит от дальности поездки.
Вупперталь (Германия). Город известен тем, что его главная достопримечательность — подвесное метро. монорельсовую подвесную систему на эстакадах, выполняющую функцию метрополитена. В год дорога перевозит почти 20 млн пассажиров. Похожая дорога есть также в Дрездене.
Москва (Россия). В столице России действует так называемый единый билет (тройка), который можно использовать на несколько видов транспорта. Одна поездка по билету засчитывается как один проход на любом виде общественного транспорта. Стоимость зависит от числа поездок.
Волгоград. Протяженный город частично охватывается системой метротрама. Трамвай следует как по земле, так и под землей (шесть станций). Такой транспорт есть также в Антверпене, Бостоне, Сан-Франциско, Кривом Роге и ряде других.
Краснодар. В соседнем с ростовом регионе очень любят трамвай. В городе работают 15 трамвайных маршрутов. Проезд стоит 17 рублей, оплатить его можно как наличными, так и транспортными картами.

«К развитию городского транспорта нужно подходить комплексно, - считает Сергей Трухачев. - Трамвай во многих городах выполняет магистральную функцию, но план развития этого вида транспорта в Ростове зависит от того, появится ли в городе метрополитен, о строительстве которого говорят уже не один десяток лет».

 Всегда считалось, что трамвай — самый экологичный и безопасный вид транспорта. Однако прокладывать трамвайные рельсы только ради экологии и безопасности глупо, должна быть и экономическая выгода. 

Вот и Сергей Трухачев, похоже, с этим согласен. По его словам, трамвай — довольно затратный вид транспорта, и окупить его использование может только большой пассажиропоток. А для того, чтобы трамвай мог развивать необходимую скорость, он должен двигаться по отдельному полотну, а не вместе с автомобилями, которых с каждым годом становится в Ростове все больше и больше.
«Чтобы люди поняли необходимость пользоваться общественным транспортом, он должен стать для них более комфортным и «дружелюбным»., - подчеркивает эксперт.

Начальник технического отдела «ГИПРОДОР НИИ» Владимир Пронин рассказал, что идей и проектов в сфере городского транспорта очень много. Например, в 2013 году предлагали проложить трамвайные пути на проспекте Нагибина, но такой проект обошелся бы в более чем 16 млрд рублей, и дальше проектирования дело не пошло.

«Только наша организация может предложить много проектов, которые просто необходимы городу, - это реконструкция улиц Орбитальной, Доватора, Орской», - сказал главный инженер проекта ОАО «РостовГражданПроект» Ян Кокин. Специалист добавил, что из генплана 70-х годов было выполнено всего 17% задуманного.

Кстати, в актуальной версии генплана тоже предусмотрено развитие трамвайного движения в разные районы города. По словам Яна Кокина, трамвайная сеть в Ростове была развита очень хорошо до периода НЭПа, когда убрали много трамвайных линий. И сейчас в городе, по мнению эксперта, просто необходимо развивать трамвайную сеть в разных направлениях.

Все эксперты соглашаются с тем, что развивать общественный транспорт в городе нужно. Причем, строительство метро в Ростове и развитие сети наземного транспорта по стоимости будут примерно равными - просто нужно определиться, чему отдать приоритет.

Комплексные решение это не только  строительство метро или новых трамвайных линий, но и другие шаги. Это создание обособленных полос для общественного транспорта, четкий тайминг движения автобусов и маршруток, улучшение состояния подвижного состава, создание паркингов и популяризация общественного транспорта среди населения.



Возврат к списку

реклама

Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону от 900 рублей в сутки
carental.ru

Автосервис в Ростове, кузовные работы и покраска авто Малярно-кузовной ремонт, кузовной ремонт и покраска авто, ремонт двигателя и многое другое.
100avto.me
Аренда автомобилей в Краснодаре Аренда авто в Краснодаре без водителя от 900 рублей в сутки !
krasnodar.carental.ru


реклама

новости статьи АвиаБилеты! конференции мероприятия выход в город