Войти / Зарегистрироваться

ВТО в ростовском климате

05.04.2012 17:45
Автор: Елена Кукина

Добавить в закладки: 


Очередной ежегодный совет экспортеров Ростовской области был посвящен наболевшей проблеме — вступлению России в ВТО. Как новый порядок экономической деятельности будет преломлен в нашем регионе, чего ждать разным отраслям хозяйства — такие вопросы обсуждали спикеры встречи. Ростовское машиностроение традиционно проявило самое большое недоверие к ВТО, а представители АПК, напротив, ждут его даже с энтузиазмом. 

Несмотря на разногласия, ожесточенное сопротивление крупных предпринимателей по всей стране и давление иностранных партнеров при согласовании условий, Россия вступила в ВТО. Договор подписан 16 декабря 2011 года, 220 дней отведено для ратификации документа, и определен переходный период — от 5 до 7 лет  в разных отраслях промышленности. Минэкономразвития Ростовской области вместе с представителями АПК и промышленниками попыталось понять, что принесет вступление в ВТО именно нашему региону. 


Владимир Бартеньев, министр экономического развития Ростовской областиМинистр экономического развития Ростовской области Владимир Бартеньев предложил исходить из того, что вступление России в ВТО — неизбежная реальность. Заместитель начальника отдела услуг и инвестиций департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Юлия Леневич пояснила: «В целом Российская Федерация исходила из того, что порядка 97% стран состоят в ВТО. Те, кто остается вне ВТО — это 3%. То есть уже практически весь мир действует по этим правилам». 
В результате переговоров длительностью в 18 лет был сформирован пакет условий, которые позволяют чиновникам утверждать, что ВТО принесет России пользу. Владимир Бартеньев перечислил ожидаемые преимущества, которые принесет ВТО: 

откроет ранее недоступные внешние рынки, поможет компаниям выйти на мировые рынки, многие из которых сейчас защищены от них пошлинами, льготами и ограничениями, позволит России участвовать в выработке правил мировой торговли, сделает доступными реальные инструменты для борьбы с несправедливыми дискриминационными решениями торговых партнеров, повысит транспарентность нашей законотворческой системы и улучшит деловой климат.

«ВТО стабилизирует ситуацию с четкостью и прозрачностью правил в самой Российской Федерации», — согласна Юлия Леневич. Юлия Леневич, заместитель начальника отдела услуг и инвестиций департамента торговых переговоров Минэкономразвития

По утверждению Минэкономразвития, в ходе переговоров Правительство Российской Федерации старалось учесть все пожелания российской промышленности, сельского хозяйства. «Мы, в целом, негативных последствий от присоединения России к ВТО не ждем. Не для того мы присоединялись к ВТО, чтобы навлечь на себя какие-то негативные последствия. Но они, конечно, могут быть», — признается Юлия Леневич.

Достижениями переговоров, которые помогут России смягчить последствия от вступления в ВТО, эксперт считает: 
Установление переходного периода: «В связи с тем, что по многим отраслям приняты обязательства с учетом переходного периода, в ряде случаев по сравнению с нынешней ситуацией даже улучшатся условия Российской Федерации». 
Неучастие России в соглашении о госзакупках: «У отечественных предпринимателей будет шире круг рынков сбыта за счет сектора госзакупки. Условно говоря, от школьного питания до военной службы все может быть отнесено в госзакупки. Сюда иностранцы в принципе не допускаются». 
Николай Геркен, управляющий директор ОАО "Шахтинский завод Гидропривод"Запрет на деятельность филиалов иностранных банков: «Если иностранное представительство хочет вести здесь банковскую деятельность, то оно обязано фактически учредить здесь банк либо свой капитал вложить в действующий российский банк». 
Последняя мера вызывает скорее огорчение у предпринимателей: это означает, что в России еще долго не будут доступны длинные и дешевые кредиты. «4% сейчас считается даже дорогой ставкой в Европе, и 10 лет — обыкновенный срок. У нас — 5 лет и 12%. О какой конкурентоспособности можно говорить?» — сравнил  условия кредитования бизнеса управляющий директор ОАО «Шахтинский завод Гидропривод» Николай Геркен.


Юлия Леневич отметила, что «условия присоединения сбалансированы, и есть возможность маневров по многимАндраш Кадар, руководитель отделения торгового представительства Венгерской Республики в Ростове-на-Дону направлениям внутриэкономической политики и, в частности, по сельскому хозяйству». Примеры таких маневров привел руководитель отделения торгового представительства Венгерской Республики в Ростове-на-Дону Андраш Кадар: «Мы дали аграрному сектору поддержку на повышение качества продукции. Качество всегда можно повышать, можно покупать новое оборудование, обезвреживать отходы сельского хозяйства. Государство имеет право субсидировать такие нужды».  

В целом г-н Кадар считает результат вступления Венгрии в ВТО скорее положительным и подтверждает это цифрами. В 2009 году при общем обороте внешнеэкономической деятельности Венгрии в $160 млрд был положительный торговый баланс $5,3 млрд. В 2010 году — $182 млрд общий и $7,3 млрд — положительный баланс. В 2011 году — $212 млрд общий торговый оборот и $9,6 млрд — положительный баланс. «Я думаю, что эти результаты показывают, что не так уж плохо быть в такой торговой организации», — суммировал г-н Кадар, однако признал, что
 
хозяйствам было тяжело, когда в 1996 году пришлось отменить государственные субсидии, и что в структуре растущего экспорта Венгрии существенную долю занимает продукция иностранного производства.


Переживет ли машиностроение ВТО?


Константин Бабкин, председатель совета директоров холдинга "Новое содружество"Несмотря на утешительный пример Венгрии и радужные ожидания чиновников, производственники Ростовской области ждут от вступления в ВТО бед разного масштаба. В ходе совещания экспортеров наибольшее недоверие к ВТО традиционно высказали машиностроители. Широко известны негативные прогнозы председателя совета директоров холдинга «Новое содружество» Константина Бабкина http://deloru.ru/blogs/diary-of-the-partyman/joined-the-wto-b-/. Сходную апокалиптическую картину рисует управляющий директор ОАО «Шахтинский завод Гидропривод» Николай Геркен:

«Снижение пошлин на ввоз импортной техники, в том числе и строительно-дорожной, может поставить вопрос о постепенном отмирании российских производителей этой техники, которые пока еще держатся на плаву. Российской промышленности, подчас сильно устаревшей, придется конкурировать не с абстрактным среднестатистическим производителем, а с сильнейшими мировыми игроками. Вследствие этого может произойти поглощение производства зарубежными компаниями, могут закрыться предприятия среднего бизнеса».

По мнению управляющего директора «Гидропривода», слабый плюс в виде получения доступа к дешевым комплектующим будет скомпенсирован тем, что снизятся пошлины и на готовую технику, а преимущество доступа на новые рынки нивелируется тем, что «российская промышленность получит выходы на рынки, которые ей сейчас еще все равно не по зубам». 
Но больше всего опасений у производственников вызывает неизвестность. «При вступлении в ВТО подписывается около 60 соглашений. К сожалению, я не смог найти условия, конкретно касающиеся нашей отрасли. Чего же ждать машиностроению? Информации нет, конкретики нет никакой, к сожалению. Это, наверное, самое страшное сегодня», — посетовал Николай Геркен и отметил, что машиностроение — это отрасль, способная давать экспорт с большой прибавочной стоимостью, создвать рабочие места. Но Россия, как обычно, сконценрировалась на сырьевых отраслях. Так, в частности, гораздо лучше прописаны условия вступления в ВТО для сельского хозяйства, которое пока еще в основном экспортирует сырье. 


Сельское хозяйство 


«Обязательства России в области сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств. Для российского сельского хозяйства есть семилетний срок, когда у него будут более выгодные льготные условия», — рассказала Юлия Леневич. 
На настоящий момент предусматривается $5 млрд ежегодной господдержки сектору. В переходный период до 2019 года у России есть возможность эту поддержку довести до $9 млрд. Затем эта поддержка будет снижаться до нынешних $4,5 млрд. В помощь животноводам на переходный период сохранятся неизменными сегодняшние тарифные квоты на импорт замороженного мяса птицы и крупного рогатого скота. 
«Я ожидаю, что правительство все-таки повернется лицом к сельскому хозяйству, и эта поддержка, $9 млрд, будет осуществлена. Уже сВячеслав Василенко, министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области 2017 года поддержка начнет снижаться и дойдет до $4,6 млрд. Это будет на миллиард меньше, чем сейчас. Поэтому нужно, чтобы уже сегодня хозяйства встали на ноги, купили технику и так далее. Тогда это будет правильно и реально», — сказал министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Вячеслав Василенко. 
Правда, государственная поддержка сельскому хозяйству будет распределена следующим образом: форма продуктово-специфической поддержки, то есть направленной на конкретные продукты, не будет превышать 30%.

70% будет направлено на неспецифические нужды: развитие инфраструктуры, строительство дорог, обустройство села, сельские школы, закупки для нужд резерва. Такая пропорция нисколько не смущает ростовских аграриев, которые в целом приветствуют ВТО.

«То, что на „социалку“ и на инфраструктуру больше бросят, это хорошо. У меня сегодня на дорогу, может быть, больше уйдет, чем я получу субсидий. Я в этом заинтересована», — рассказала директор ООО ПКФ «Маяк» Любовь Железная. 


Любовь Железная, директор ООО ПКФ "Маяк"Еще одна выгода, которой ждут сегодняшние аграрии от ВТО, — возможность дешевле покупать импортную перерабатывающую технику, которая уже и сегодня обгоняет отечественную и по качеству, и по производительности. «Мы сделали в России сегодня один фотосепаратор на „Воронежсельмаше“, который стоит 2,5 млн. А из Кореи я сегодня везу за 1 млн 760 тысяч, и в два раза производительность выше», — сравнила Любовь Железная. Такая ситуация не вполне устраивает аграриев, поскольку отечественную технику они могли бы покупать с компенсацией НДС. «Я сегодня заинтересована покупать отечественное, только сделайте мне его качественно», — сказала директор ООО ПКФ «Маяк».  

В целом и чиновники, и представители АПК приветствуют ВТО. «Согласованные условия вступления в ВТО все-Наталья Семенюк, начальник управления экономического анализа АПК Ростовской областитаки не ухудшают положение отечественного сельхозтоваропроизводителя, однако в результате либерализации рынка встают вопросы конкурентоспособности отечественных товаров, особенно в области пищевой и перерабатывающей промышленности», — отмечает начальник управления экономического анализа АПК Ростовской области Наталья Семенюк. Любовь Железная считает, что ВТО — это однозначно хорошо, и вступление подстегнет отечественный и региональный агарарный сектор. 

Геннадий Пискунов, генеральный директор ЗАО "Респект"Но даже и АПК, получивший на переходный период максимальные льготы, высказывает беспокойство. «По моим данным, если откроют пошлины на живых свиней, рентабельность у нас может упасть с 40% до 20%. То есть, грубо говоря, ниже 75 рублей сегодня реализационная цена не опустится. При себестоимости 58 рублей выживать можно, но кредиты мы не сможем сами отдавать», — подсчитал генеральный директор ЗАО «Респект» Геннадий Пискунов. Обычные риски сельского хозяйства, повышение тарифов на энергоносители, отсутствие длинных кредитов делает в условиях ВТО наше сельское хозяйство особенно уязвимым. «Плохо, что при вступлении в ВТО не учитывается наш климат», — всерьез отмечает Геннадий Пискунов. 
Между тем, в ожидании новых условий приостановила строительство мясоперерабатывающего комплекса под Батайском «Группа Агроком» http://deloru.ru/news/4471/ — вступление России в ВТО вызывает беспокойство инвестора. 



Возврат к списку

реклама

аренда автоПрокат автомобилей в Ростове-на-Дону Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону от 900 рублей в сутки
carental.ru

сочи аренда автоАренда авто в Сочи Кабриолеты и автомобили бизнес класса на прокат в Сочи.
sochi.carental.ru
прокат авто краснодарАренда автомобилей в Краснодаре Аренда авто в Краснодаре без водителя от 900 рублей в сутки !
krasnodar.carental.ru
прокат авто анапаАренда автомобилей в Анапе Прокат авто в Анапе без водителя недорого от 1000 рублей !
anapa.carental.ru
прокат авто адлерАренда авто в Адлере Аренда авто бизнесс класса и кабриолетов в Адлере без водителя !
adler.carental.ru

реклама

новости статьи АвиаБилеты! конференции мероприятия выход в город